02.09.2004 23:00
    Поделиться

    Как румынский король сверг диктатора

    23 августа 1944 года в Румынии пала фашистская диктатура маршала Антонеску. В Бухаресте вспыхнуло восстание. Румыния повернула оружие против своего бывшего союзника - гитлеровской Германии.

    Эти события оказались переломными в судьбе Румынии. Они повлияли на ход Второй мировой войны. В их центре был румынский король Михай.

    ...В 16 часов 12 минут в тот жаркий августовский день распахнулись массивные ворота королевского дворца в самом центре Бухареста. Во двор въехали три "Мерседеса". Из среднего, бронированного, вышел полновластный хозяин Румынии, маршал Йон Антонеску. Он был вне себя. Накануне он прилетел с фронта. Фронт стремительно разваливался. Начавшееся 20 августа наступление советских войск в районе Яссы - Кишинев развивалось стремительно. 900-тысячная румыно-немецкая группировка "Южная Украина" оказалась в "котле". В 9 часов 45 минут утра 23 августа начальник штаба 4-й румынской армии полковник Н. Драгомир связался с королевским дворцом и сообщил, что фронт прорван, русские танки устремились в глубь Румынии, а румынская армия находится "в критическом положении".

    В этот день Йон Антонеску вновь собирался вылететь на фронт, с тем чтобы "организовать оборону на новых рубежах". Этот план был накануне согласован с гитлеровским командованием. Его реализация превратила бы всю Румынию в театр военных действий. Перед отлетом диктатор решил было встретиться с королем, чтобы заручиться его моральной поддержкой. Для Михая и его ближайшего окружения, все лето втайне готовивших вместе с представителями румынской компартии и "исторических" партий - либеральной и царанистской - план выхода Румынии из войны, такой визит был удобным случаем для того, чтобы либо заставить диктатора согласиться на подписание перемирия с союзниками, либо арестовать его и самим решить вопрос выхода Румынии из войны.

    В последнюю минуту Йон Антонеску решил отказаться от аудиенции у короля, о чем известил двор через своего адъютанта. Во дворце всполошились. Арест кондуктатора, то есть руководителя, как называл себя Йон Антонеску, пришедшего к власти в Румынии в 1940 году, при таком повороте событий становился невозможным. По поручению короля начальник его военного кабинета генерал К. Санатеску позвонил маршалу и на правах старого друга принялся настойчиво уговаривать его не отказываться от аудиенции, чтобы не обидеть короля. В конце концов Йон Антонеску согласился приехать.

    К его приезду охрану дворца усилили. Во дворе были размещены пять танков.

    - Что здесь происходит, что делает король? - строго спросил маршал королевского адъютанта, встретившего его воинским приветствием.

    - Во дворце все в порядке. Король всех ожидает, - ответил тот.

    Аудиенция состоялась в желтом салоне, названном так за цвет обоев. На ней присутствовали "кондукэторул", его заместитель по правительству - тоже по фамилии Антонеску и генерал К. Санатеску. Беседа продолжалась менее часа. Йон Антонеску изложил свой план дальнейших военных действий на стороне гитлеровской Германии. Выслушав, король в категорической форме предложил ему подписать перемирие с союзниками.

    - Сам знаю, что мне делать, меня не надо учить, - высокомерно ответил "кондукэторул".

    - Тогда я вас смещаю, - сказал Михай и тотчас вышел из салона.

    В салон тотчас вошел майор королевской охраны с тремя унтер-офицерами. Под угрозой оружия обоих Антонеску препроводили в крохотную бронированную комнатку, в которой обычно хранили дорогие коллекции почтовых марок. Вечером того же дня арестованные были переданы группе вооруженных коммунистов, которые доставили их на конспиративную квартиру на окраине Бухареста.

    Во дворец под предлогом "совета короны" были вызваны и арестованы военный министр, министр внутренних дел, генеральный инспектор жандармерии и префект столицы.

    Арест диктатора был актом личного мужества короля. В Бухаресте было полно немцев. Под их контролем находились румынские спецслужбы. Однако король оказался хорошим конспиратором. Даже командиры частей бухарестского гарнизона, уже начавшие брать под контроль ключевые объекты в Бухаресте, были уверены, что участвуют в маневрах.

    Михай действовал энергично. Уже вечером было сформировано новое правительство Румынии. Его возглавил генерал К.Санатеску. В 22 часа 15 минут король обратился к стране с посланием по радио. Его текст был записан заранее. В обращении говорилось о выходе Румынии из союза с державами "оси" и о немедленном прекращении войны против Объединенных Наций.

    Гитлеровское посольство и многочисленная немецкая миссия в Бухаресте были застигнуты событиями врасплох. Румынские спецслужбы смогли проинформировать посольство о том, что во дворце "что-то случилось", только вечером 23 августа. Гитлеровский посол Киллингер срочно вернулся в столицу с загородной дачи. Он запросился на аудиенцию к королю. На вопрос о намерениях новых властей ему сообщили, что Румыния подпишет с союзниками перемирие. Германский посол пригрозил репрессиями, а чуть позже пустил себе пулю в лоб.

    О событиях в Бухаресте командующий группой армий "Южная Украина" генерал Фриснер узнал из передачи румынского радио. Он тотчас связался с румынскими генералами, командовавшими 3-й и 4-й армиями. Те заявили ему, что остаются верными присяге, которую дали королю. Фриснер проинформировал Гитлера о новой ситуации в Румынии. Фюрер был взбешен. Он приказал арестовать "предательскую камарилью, а бунт подавить".

    Но попытка ввести немецкие войска в Бухарест была отбита. Новый румынский премьер генерал К.Санатеску в 2 часа ночи 24 августа отдал приказ войскам перейти к активным действиям против немецких частей и захвату гитлеровских учреждений. Румынская армия не только вышла из войны, но и стала активным участником антигитлеровской коалиции. В боях за изгнание гитлеровцев из Румынии с 23 августа по 30 октября 1944 года ее потери составили 56 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

    Король Михай получил по заслугам высшее воинское отличие Советского Союза. По своему статуту орден "Победа" вручался "за успешное проведение таких боевых операций, в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии". Выступление короля Михая и его окружения привело к коренному изменению стратегической обстановки на румынском фронте, создав благоприятные условия для развития наступления войскам 2-го Украинского фронта в глубь Румынии и далее на Балканы и в Центральную Европу. Были спасены десятки тысяч жизней наших солдат.

    Однако первопричина бухарестских событий - успешное проведение советской армией наступательной Ясско-Кишиневской операции. Один из непосредственных руководителей восстания, генерал армии Думитру Дэмэчяну, который в 1944 году был начальником штаба бухарестского гарнизона в чине полковника, говорил мне, что первейшим условием осуществления плана восстания должна была стать "стремительная наступательная операция советских войск на фронте в Молдове". Об этом же заявил по горячим следам и король Михай в своем интервью группе западных журналистов в освобожденном Бухаресте. "Совершенно очевидно, - сказал король, - что наступление русской армии, которое сковало значительные немецкие силы в Молдове и Бессарабии, явилось главным условием успеха государственного переворота 23 августа 1944 года".

    Из досье "рг"

    Самая редкая награда

    Первым кавалером ордена "Победа" стал маршал Г.К. Жуков. Его наградили 10 апреля 1944 года за освобождение Правобережной Украины. Второй орден он получил за взятие Берлина. Два ордена "Победа" вручили маршалу А.М. Василевскому: 10 апреля 1944 года за освобождение Правобережной Украины и 19 апреля 1945 года за взятие Кенигсберга и освобождение Восточной Пруссии.

    Дважды получил орден "Победа" Сталин. Первый раз - 29 июня 1944 года за то же освобождение Правобережной Украины, второй раз - 26 июня 1945 года за победу над Германией. Всего орденом "Победа" были награждены 12 советских полководцев.

    Вопреки статуту ордена в первые послевоенные месяцы его удостоились пятеро иностранцев: американский генерал Эйзенхауэр, британский фельдмаршал Монтгомери, король Румынии Михай, польский маршал Роля-Жимерский, югославский маршал Иосип Броз Тито.

    На этом статут ордена "Победа" исчерпал себя. Тем не менее подхалимы из брежневского окружения решили реанимировать эту сугубо военную награду и наградили ею дряхлого Леонида Ильича Брежнева в 1978 году. Награждение превратилось в фарс. Через четыре года, как только умер Брежнев, оно было аннулировано.

    Сам по себе орден "Победа" стоит немалых денег. Он сделан из платины, золота, рубинов и бриллиантов. Общий вес одних бриллиантов - 16 карат. Возможно, чтобы не разбрасываться подобным богатством, было решено, что после смерти награжденных ордена "Победа" возвращаются в Алмазный фонд нашей страны. Ордена "Победа" всех советских военачальников и награда польского маршала Роля-Жимерского теперь там и хранятся. Награды Эйзенхауэра, Тито и Монтгомери находятся в музеях соответствующих стран. А вот орден короля Михая, судя по всему, путешествует по частным коллекциям. В Бухаресте утверждают, что его продал с аукциона один из родственников бывшего румынского руководителя Чаушеску.

    Поделиться