07.08.2004 01:00
    Поделиться

    Сотовые операторы забыли русский

    Но не дают - судья, прокурор и министерство

    О содержании мы сегодня не говорим. Говорим о форме. О конкретной компании тоже не говорим, потому что проблема касается всех российских операторов сотовой связи. К сожалению, все операторы со своими российскими абонентами общаются только на извращенном языке: русском на латинице.

    А почему, собственно, российская публичная компания официально общается со своим русским абонентом на невразумительной смеси русского с латинским? Почему, собственно, ее представители продают в России русскому потребителю телефоны знаменитых марок без русского шрифта на клавиатуре и без соответствующей интеллектуальной начинки внутри? В результате набрать русский текст и отправить текстовое сообщение на русском с таких телефонов нельзя. Почему оператор подключает и обслуживает такие телефоны? А главное, как компания умудрилась сертифицировать услугу "русский на латинице"? Кто вообще контролирует и защищает языковые интересы государства, реальное положение государственного языка в обществе?

    Сам себе на эти вопросы я ответить не сумел, а потому отправился в офис этой самой компании. Тамошние специалисты сослались на масштабы мобилизации россиян мобильной связью.

    - У нас все услуги сертифицированы, - упреждая вопрос, заверил консультант. - И ваш телефон тоже в порядке. Вот я отправил вам сообщение по-русски, и к вам оно поступило по-русски. Почему другие сообщения приходят на латинице? Чтобы всех клиентов охватить. У многих ведь телефоны не русифицированы... Вот и вынуждены мы выкручиваться...

    Конечно, лукавит консультант. До 15 процентов в общей сумме прибыли собирает компания от неголосовых услуг, в основном от передачи коротких сообщений. В год - сотни миллионов долларов!

    Федеральный закон "О языках народов РФ" гласит, что "алфавит государственного языка Российской Федерации... строится на графической основе кириллицы". А на интернет-сайте компании сказано: "Сообщения с веб-сайта доставляются латинскими буквами независимо от наличия у абонента услуги SMS (русский язык)". На сайте ваш покорный слуга обнаружил экономическую основу насаждения компанией своим абонентам русского на латинице. Цитируем: "Максимальная длина сообщений на русском языке - 67 символов... При передаче сообщения латинскими буквами длина сообщения - до 160 символов". То есть хочешь втрое меньше платить - общайся на латинице. Противозаконно, но зато выгодно!

    Терпеть дальше издевательство связистов автор, как принципиальный гражданин, не мог. Прежде всего он отправил в компанию официальную претензию с требованием расторжения договора и компенсации вреда. Но в компании, видимо, за 10 лет преуспевания разучились общаться с абонентами на русском, поскольку на официальную претензию даже не ответили. Короче, автор решил, что и над связистами есть начальники, и обратился в Министерство информационных технологий и связи РФ и Московскую городскую прокуратуру. Обязанность данных ведомств в том и заключается, чтобы строго блюсти закон, пристрастно стоять на страже прав и интересов как государства в целом, так и каждого россиянина в отдельности.

    Законом жечь сердца судей...

    Письмо в надзорные инстанции получилось обстоятельным, аргументированным и эмоциональным:

    "Связисты пренебрегают не только правами потребителя их недешевых услуг, но и действующими федеральными законами. Игнорируются требования Федерального закона РФ "О связи" (ст. 35 старого и ст. 48 нового закона) о том, что "взаимоотношения операторов связи с пользователями услугами связи... на территории РФ осуществляются на русском языке".

    Оба ответа - и заместителя руководителя Департамента электросвязи Т. Моисеевой, и межрайонного прокурора В. Наседкина - по всей видимости, сочинялись в одном месте. Да, вы правы, уважаемый гражданин, признавали блюстители законов, есть такие правовые нормы и есть в тех нормах строгие требования по русскому языку. Которые, кстати, компания (по сообщению компании) строго соблюдает. И далее почти слово в слово в обоих ответах: "По сообщению компании, данная организация ведет официальную переписку с абонентами на русском языке... По сообщению компании, полученное вами SMS-сообщение не являлось официальным сообщением, а лишь дополнительным... По сообщению компании, отправка абонентам SMS-сообщений рекламного и иного характера не является официальной перепиской".

    Судить нельзя отказать

    Получив от ворот поворот в упомянутых организациях, автор направил стопы в Тверской районный суд столицы. В исковом заявлении был сделан упор на защите государственного языка, на защите интересов общества.

    "Прошу, - просил гражданин у суда, - признать незаконным и дискриминационным для государственного языка РФ и Российской Федерации в целом насаждаемое ответчиком в погоне за сверхприбылью использование латинского шрифта при передаче сообщений на русском языке".

    "В защиту интересов Российской Федерации и во исполнение действующих законов, - обращался истец к высоким материям, - прошу ввести судебный запрет на использование латинского шрифта при передаче русского текста операторами мобильной связи".

    Надо признать, что гражданин, бросившийся на судебную защиту русского языка, чувствовал себя Александром Матросовым. Но и судья Быковская в Тверском суде тоже, видимо, не промах.

    Закон отвел судье пять дней для того, чтобы поставить в судебном определении "судить нельзя отказать" известный знак препинания. Но только когда упрямый гражданин в четвертый раз (!) прорвался к судье на прием, она со словами: "На почту ходить надо", облагодетельствовала истца копией определения "Об оставлении искового заявления без движения". В документе Быковская предписывала заявителю, как в сказке, пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что. Впрочем, сей циркуляр надо сначала цитировать, а потом - комментировать.

    Цитируем: "Истцу в месячный срок представить договор купли-продажи телефонных аппаратов, надлежащим образом заверенные чеки об оплате, указать основания для замены телефона, т.к. ответчик не заключал договор купли-продажи, представить документ, подтверждающий полномочия на предъявление исковых требований от имени РФ и от имени всех приобретателей нерусифицированных мобильных телефонов".

    Комментируем. Требование о договоре купли-продажи противозаконно: телефоны в России давно продают без заключения договоров, а просто с предоставлением кассового и товарного чеков, которые были приложены к иску.

    Но судья Быковская недооценила порыв истца - истец уложился в оставленные ему два дня. К тому же для подстраховки успел заявить ходатайство о продлении процессуального срока. Даже заведомо невыполнимое выполнил истец: он подтвердил суду свои полномочия на предъявление исковых требований от имени Российской Федерации.

    Но судья, не вынося требуемого по закону мотивированного определения, в ответ просто вкладывает в конверт все материалы, полученные от какого-то, видимо, абсолютно ненормального, с точки зрения судьи, гражданина и отправляет все это обратно к этому самому гражданину. Но главного судья все-таки добилась - и сама устранилась от суда над преуспевающей компанией, и сам суд над ней пока устранила.

    Поделиться