03.08.2004 01:00
    Поделиться

    Потенциал роста пищевой промышленности

    Пищевая промышленность имеет наиболее высокий потенциал роста

    В настоящее время пищевая промышленность России объединяет около 30 подотраслей и свыше 25 тысяч предприятий с общей численностью занятых 1,5 миллиона человек. Доля пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства неизменно составляет 11-12 процентов. В отраслевой структуре промышленного производства она занимает 4-е место после топливной промышленности (20 процентов), металлургии, машиностроения и металлообработки (по 19 процентов).

    По данным Федеральной службы государственной статистики, пищевая промышленность России в январе-апреле этого года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличила производство на 8 процентов. Только в апреле по сравнению с апрелем 2003 года производство увеличилось на 10,4 процента.

    Особенностью таких подотраслей пищевой промышленности, как хлебопекарная, мукомольно-крупяная, кондитерская и макаронная, является концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и наличие большого количества малых предприятий различных форм собственности. Согласно статистическим данным, производство хлеба и хлебобулочных изделий оставляет желать лучшего, поскольку в апреле этого года оно составило 652 тысячи тонн, что на 4,9 процента меньше, чем в апреле прошлого года, и за четыре месяца выработка этой продукции также снизилась на 2,2 процента. Сахарные заводы также продемонстрировали не лучший результат, в апреле они выработали 273 тысячи тонн сахара-песка, что на 32,1 процента меньше прошлогоднего. В то же время мукомольно-крупяные предприятия страны в апреле произвели 896 тысяч тонн муки и 63,8 тысячи тонн крупы, что соответственно на 2,1 процента и 6 процентов больше, чем в апреле прошлого года. По сравнению с четырьмя месяцами прошлого года производство этой продукции возросло на 0,9 процента и 14,5 процента.

    Кстати, несмотря на то, что хлеб и хлебобулочные изделия - одни из основных продуктов питания в рационе российских потребителей, хлебобулочная промышленность по-прежнему остается одной из наименее привлекательных с точки зрения привлечения инвестиций отраслей и эта ситуация вряд ли изменится к лучшему в ближайшие годы. Рынок хлебобулочных изделий уже давно поделен, и производители к тому же не стремятся расширять географию сбыта своей продукции, так как многие руководители считают, что расширение сбыта в другие регионы только сократит и без того невысокую прибыль.

    Между тем надо отметить, что кондитерская промышленность является в свою очередь весьма высокорентабельной отраслью и входит в десятку бюджетообразующих отраслей пищевой промышленности. Ежегодно россияне потребляют около 500 тысяч тонн карамели, 770 тысяч тонн мучных кондитерских изделий и 325 тысяч тонн шоколада. Статистики отметили, что в апреле предприятия отрасли произвели 175 тысяч тонн кондитерских изделий, что на 2,1 процента больше, чем в апреле прошлого года, а в январе-апреле этого года выпуск этой продукции увеличился на 6,7 процента. На рынке кондитерских изделий, и особенно шоколада, много импортной продукции и весьма сильны позиции иностранных производителей, организовавших в России свое производство на уже имевшихся ранее мощностях и также построивших новые кондитерские фабрики. А вот совокупная рыночная доля отечественных производителей в шоколадной отрасли составляет уже менее 30 процентов. Между отечественными и западными производителями на российском рынке сложилась очень острая конкуренция. Российские крупные производители предпочитают расширять свое присутствие на рынке, покупая небольшие региональные предприятия как собственно кондитерские, так и смежные. Западные же компании основной упор делают на шоколад, а также предпочитают вкладывать серьезные деньги в продвижение собственных марок.

    Сегодня на рынке макаронных изделий, по мнению представителей отрасли, наблюдаются две тенденции. Первая - спрос на макаронные изделия перестал расти за счет того, что на рынок стал агрессивно продвигать смежные продукты: каши, готовые завтраки, лапшу быстрого приготовления. Вторая характерная тенденция - концентрация на рынке: более сильные производители теснят поставщиков низкокачественной продукции. В целом же выработка макаронных изделий в апреле этого года составила 78,8 тысячи тонн, что на 6,2 процента больше, а за четыре месяца 2004 года макаронных изделий выпустили на 5,9 процента больше, чем годом раньше.

    Что касается мясной и молочной отраслей, то в апреле они увеличили свое производство на 3,7 процента, а за четыре месяца - на 7,3 процента. Правда, предприятия мясной промышленности в последнее десятилетие работали в условиях глубокого дефицита сырья. Специалисты объясняют это нежеланием сельхозпроизводителей сдавать скот и птицу на промышленную переработку в связи с задержкой расчетов за сданную продукцию. И все же производство мяса и субпродуктов 1-й категории в апреле этого года составило 139 тысяч тонн, что на 3,7 процента больше, чем в апреле прошлого года. По сравнению с январем-апрелем прошлого года производство этой продукции увеличилось на 8,4 процента. Мясоперерабатывающие заводы также произвели 152 тысячи тонн колбасных изделий, что на 7,4 процента больше, чем в апреле прошлого года.

    Особенность молочного производства, впрочем, как и других подотраслей пищевой промышленности, заключается в привязанности производителей к местам производства сырья и недолгих сроках хранения готовой продукции. Поэтому производство в основном носит местный и региональный характер. Возможность выхода со своей продукцией на рынки соседних регионов имеют только производители, наладившие выпуск пастеризованной продукции с длительным сроком хранения. Наибольшие темпы роста в молочной промышленности в апреле 2004 года отмечены в производстве нежирной молочной продукции - 15,3 процента. По сравнению с январем-апрелем прошлого года производство этой продукции увеличилось на 4,1 процента.

    Надо отметить, что в России по сравнению с другими странами очень мало потребляется сыров на душу населения - 2-3 кг в год (во Франции - 15 кг, в Голландии - 10 кг). Потребление твердых сыров среди остальных молочных продуктов составляет по стране не более 5 процентов. Импорт достигает 50 тысяч тонн в год. Ежегодно страна экспортирует порядка 2 тысяч тонн сыров и творога, которые в основном идут в страны СНГ. Однако новых серьезных производств сыра в России почти никто не открывает. Западным компаниям пока не имеет смысла запускать собственное производство в нашей стране, поскольку производить здесь сыр такого же качества, как у себя на родине, они просто не могут - хотя бы из-за проблем со стабильным качеством молочного сырья. Поэтому им гораздо более выгоден экспорт в нашу страну. Значительная доля российского рынка сыра, емкость которого оценивается в 800 миллионов долларов, сейчас занята иностранными производителями.

    Поделиться