09.07.2004 01:00
    Поделиться

    Гражданское общество придет из Интернета

    Тем не менее, здесь есть о чем подумать и политикам. В этом году в Интернете прошли как минимум три заметных акции, вызвавшие заметный резонанс. Во-первых, это голосование за "альтернативную красоту" Алены Пискловой. "Российская газета" подробно рассказывала об этой истории в выпуске выходного дня: rg.ru/2004/04/23/miss.html Напомним, массы интернетчиков стихийно организовались и в интернет-голосовании на российском этапе конкурса "Мисс Вселенная" отдали предпочтение девушке с далеко не модельной внешностью. Организаторам пришлось снимать ее с конкурса под предлогом недостаточного возраста. И оказалось, что если сначала в одном из он-лайновых клубов за Писклову предложили голосовать смеха ради, то потом начали присоединяться другие люди - с иными побуждениями: это было типичное протестное голосование. Против глянцевых стандартов красоты, и против конкурсов красоты как таковых, и возможно даже против самих интернет-голосований. Нет способа сильнее дискредитировать концепцию, чем доведя ее до абсурда.

    Следующим проектом, выплеснувшимся из Интернета на страницы традиционных изданий, стал скандал вокруг антиджентльмена Киркорова (rg.ru/2004/06/18/filipp-anons.html) - на сайте kirkorov.net: уже 170 тысяч человек зарегистрировали свои адреса электронной почты под обращением о недопустимости хамства звезд. Организаторы акции обязались передать собранные "подписи" в государственные органы с требованием лишить Киркорова звания Заслуженного артиста.

    Они боятся. Они чувствуют, что и они - киркоровы.

    Что общего между несостоявшейся королевой красоты Аленой Пискловой и Филиппом Киркоровым? В обоих случаях Интернет стал не просто местом действия, но оказался и организационной структурой, позволяющей людям эффективно высказать свое мнение. Причем так, чтобы результаты этой деятельности были видны не через три чтения и несколько лет, а сразу. Подпишись - и будем лишать Киркорова титула. Проголосуй - и неспортивная девушка поедет в Венесуэлу на конкурс красоты.

    С другой стороны, в Интернете таким образом загораются "пожары", дрова для которых разбросаны вне компьютерных сетей. Вам не нравится работа эстрадных артистов? Вас достали глянцевые улыбки в рекламных роликах и на страницах журналов? В Интернете вы можете найти выражение этим эмоциям.

    Уверенность в том, что объединившиеся в Интернете люди могут влиять на события реальной жизни пришла с модой на флэш-мобы. Особенно значимой оказалась акция возложения цветов к зданию Военторга в знак протеста против градостроительной политики московских властей. Оказалось, что вне политики действия с четко заявленной позицией способны объединять людей.

    Интернетом по телевизору

    Рассказывая о сайте "Миллион против Киркорова", Максим Кононенко - один из его создателей, главный редактор "Дни.ру" - говорит о возрождении социальной активности людей в Интернете. По его мнению, эти акции - первое со времен митингов 90-го года проявление того самого гражданского общества, которые либералы долго искали и так и не нашли. Такой эффект достижим, если происходящее напрямую затрагивает интересы каждого человека. Большинству людей, в том числе и в Интернете, интересно то, что он сам видит: эстрадные певцы из телевизора, устойчивость мобильной связи, график отключения горячей воды или афиша кинотеатров. И популярность Киркорова определяется лишь фактом его присутствия в телевизоре. Публика подвержена внушению: обычно, если человеку сказали, что Мураками - хороший писатель, то он у себя в мозгу повернул выключатель и будет все время Мураками читать. Если ему сказали, что Филипп Киркоров - популярный певец, суперзвезда, то так он его и воспринимает. "На самом деле Киркорова никто не слушает, но он считается суперзвездой, которая ездит на 10-метровом хаммере, отделанном золотом, и на концерты его стоит страшный лом, и за эти концерты он получает безумно большие гонорары. Такой человек - он интересен всегда, вообще безотносительно этого творчества.

    Его пластинки никто не покупает, и никогда не покупал. На него просто ходят смотреть. Но вообще-то, его как продукт никто не потребляет. На него смотрят как на диковинку - как в зоопарк ходят посмотреть на зверушку. Московская звезда приехала - сходим поглядеть", - считает Кононенко.

    Однако этот имидж определяется предпочтениями телевизионных начальников. "На сайте мы собрали высказывания разных артистов. Они давали разным изданиями - а я собрал их все вместе. Они боятся. Они чувствуют, что это их касается так же, они - киркоровы. Этот мир, в котором они привыкли жить, сейчас может измениться. Эти люди привыкли жить в таком мире, в котором они суперзвезды. А ведь на самом деле это давно не так. На самом деле они вообще не субъекты шоу-бизнеса, они не являются частью бизнеса, они не продаются", - объясняет соавтор антикиркоровского сайта и говорит, что нельзя было не воспользоваться ситуацией, когда высказывания Киркорова показали по телевизору: "Потому что я не первый год знаю, что происходит со всякого рода охранами артистов, и что случалось лично с Киркоровым - было много инцидентов. Нужно на этом примере показать, что артистам не надо жить в своей золотой клеточке. Они работают для публики, а пресса обеспечивает им популярность. И поэтому они должны играть и по правилам публики, и по правилам прессы". Иначе публика, организовавшись в том числе и через Интернет, убедит чутких к рейтингам телевизионных начальников, что Киркоров ей неприятен. "Любой телебосс может решить, что ну его, этого Киркорова. И Киркоров перестанет "быть" в тот же день. Публика считает, что они звезды только потому, что их показывают по федеральным телеканалам", - объясняет Кононенко. И именно Интернет - та самая среда, где голос зрителей может быть услышан. Разрекламированное понятие "флэш-моб" объяснило людям, что они легко могут принять в этом участие.

    Поделиться