08.07.2004 03:00
    Поделиться

    Таможенный союз России и Беларуси

    Иногда полезно вспомнить прошлое, чтобы было с чем сопоставить сегодняшние успехи и проблемы. Когда между Беларусью и Россией встала самая настоящая граница, это больно ударило по множеству предприятий по обе ее стороны. И лишь заключение Таможенного союза нашими странами сняло искусственный барьер. Благодаря этому в прошлом году товарооборот между Беларусью и Россией достиг 12 миллиардов долларов, а в нынешнем, как ожидается, составит около 15 миллиардов. Причем абсолютно правы оказались те, кто говорил, что опыт сотрудничества Беларуси и России окажется привлекательным и для других бывших республик СССР. Таможенный союз наших стран стал ядром Евразийского экономического сообщества, куда, как известно, также входят Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

     

    На днях в Минске состоялось 24-е заседание Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. Обсуждались такие ключевые вопросы, как унификация законодательства и выполнение совместной программы обустройства пунктов пропуска на общих внешних границах. Предполагается, что принятые решения ускорят таможенное оформление грузов и транспорта и в то же время повысят эффективность контроля над транзитными товарными потоками. И, как и прежде, шаги, сделанные в этом направлении Беларусью и Россией, остаются ориентиром для остальных стран - членов "пятерки".

    Уровень сотрудничества наших таможенных служб сегодня настолько высок, что они не имеют претензий друг к другу и готовы к отмене административного контроля на границе двух стран, отметил в Минске, где на днях также состоялось заседание коллегии Таможенного комитета Союзного государства, руководитель ГТК России Михаил ВАНИН. Утверждать так позволяет ряд факторов. Это и результативная работа единой информационной системы, и полностью совпадающие таможенные процедуры и технологии. В Беларуси завершена работа над проектом новой редакции Таможенного кодекса, который по идеологии совпадает с российским.

    Хотя порой сближение позиций дается непросто. К примеру, некоторое время назад в наших экономических отношениях возникла проблема "конфиската". Так некоторые российские представители охарактеризовали меры, предпринимаемые белорусской таможенной службой для пресечения по существу контрабандного провоза товаров через нашу общую западную границу по сомнительным, мягко говоря, документам.

    Эти решительные действия приобрели столь значительный общественный резонанс, что обе стороны были вынуждены самым серьезным образом разбираться, что же в действительности произошло.

    Проблему тщательно обсуждали эксперты, а в ходе упомянутой коллегии Таможенного комитета Союзного государства, похоже, в ней была поставлена окончательная точка. "Мы знаем, что зачастую белорусские таможенники сталкиваются с такой картиной: документы, сопровождающие груз, - липа, фирма-отправитель и фирма-получатель фактически отсутствуют, - пояснил М. Ванин. - И они правильно делают, что такие товары задерживают". А глава белорусской таможенной службы Александр Шпилевский, пояснил, что теперь решение о таком задержании может принимать только руководитель таможни или еще более высокое начальство. По каждому такому случаю немедленно проводятся консультации с российской стороной. В итоге число инцидентов резко сократилось. И наверняка их будет еще меньше, поскольку на встрече в Минске был утвержден порядок взаимодействия в отношении товаров, перемещаемых по территории Союзного государства. Посол России в Беларуси Александр Блохин выразил удовлетворение улучшением ситуации на границе.

    За этим, кстати, стоит не только повышение культуры работников таможни. Сами пункты пропуска на нашей общей западной границе приобретают все более европейский вид. За два года были реконструированы такие известные в Беларуси и России таможни, как "Каменный Лог", "Козловичи", "Варшавский мост". На очереди - практически все остальные. Мера крайне необходимая с учетом того, что в результате недавнего расширения Евросоюза Беларусь становится форпостом сотрудничества с ним Союзного государства.

    Это значит, сказал корреспонденту "СОЮЗа" А. Шпилевский, что все таможенное оформление грузов, поступающих из Европы в Россию, происходит на нашей границе. Вот почему так важно решение ЕС о выделении нашей стране 16 миллионов евро на строительство грузового терминала "Козловичи-2". Кроме того, до 50 миллионов долларов со временем будет привлечено в развитие там сервисной, так называемой коммерческой зоны.

    Так что уже года через два этот пункт таможенного и пограничного оформления, через который и сегодня проходит около половины всего транзитного грузопотока, станет одним из крупнейших и совершеннейших в Европе.

    На этом фоне особенно заметны еще не решенные проблемы. К примеру, из России в Беларусь товары, в том числе из третьих стран, поступают фактически беспрепятственно. Несколько лет назад, когда этот реэкспорт регистрировался, он оценивался в полмиллиарда долларов, но в прошлом году предприниматели заявили лишь о товаре на 14 миллионов, соответственно уплатили и налоги. Однако прилавки магазинов скуднее не стали. Очевиден уход от налогообложения за счет "серых" схем, потери белорусского бюджета достигают 150-160 миллионов долларов в год, отметил Александр Шпилевский. Нетрудно предположить, что решать эту проблему эффективнее в сотрудничестве с таможенной службой нашего партнера по Союзному государству.

    Оживленную реакцию на встрече в Минске вызвало решение российской стороны об оформлении временного ввоза в страну транспортных средств. Оно оказалось неожиданным для многих белорусских граждан и субъектов хозяйствования. В итоге - неприятные инциденты с угрозой вряд ли оправданных в условиях Союзного государства штрафных санкций. Это вынуждает Беларусь принять зеркальные меры в отношении российских автомобилей, въезжающих в нашу страну, отметил А. Шпилевский. Случай не единичен в том смысле, что чиновники, к сожалению, порой не полностью учитывают интересы ближайшего союзника. Возможно ли в таких условиях введение единого таможенного тарифа, что позволило бы в конечном итоге создать зону с общей таможенной границей и свободным перемещением внутри ее товаров, капиталов и рабочей силы?

    М. Ванин в свою очередь высказался за скорейшее принятие такого решения, но оговорился: это компетенция более высоких органов власти. Понятно, по значимости такой кардинальный шаг сравним разве что с введением в наших странах единого рубля, так что вряд ли он будет принят без соответствующей подготовки. Таможенники, как показала минская встреча, к позитивному развитию событий готовы.

    Поделиться