16.06.2004 00:20
    Поделиться

    В Кремле открылась выставка орденов

    В выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля открылась выставка, на которой собраны абсолютно все ордена и прочие награды, которыми когда-либо кого-либо награждали в России. Говорю смело: подобного зрелища видеть еще никому не приходилось.

     

    Отдыхают все: отдельно взятые музеи, частные коллекционеры и даже вы, торговцы с Арбата. Награды собирали отовсюду - и собственно из музеев Кремля (в том числе из знаменитой Оружейной палаты), и из Государственного исторического музея, из Государственного архива древних актов, наконец, с коллекцией современных, после 1991 года, наград помогло Управление президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам. Гуляя от витрины к витрине, понимаешь, что сверхзадача у выставки была одна - полнота охвата. И эта задача выполнена с честью.

    Первым российским орденом стал орден св. апостола Андрея Первозванного (кстати, в экспозиции, кроме прочего, есть и рака для мощей св. Андрея работы XVII века). Он же стал высшей государственной наградой дореволюционной России и возродился в таком же качестве в России современной. Идея выбрать именно св. Андрея символом принадлежит лично Петру. Из чего исходил монарх? Говорят, что ему было близко само созвучие: Петр Первый и Андрей ПЕРВОзванный. Тот и другой - люди Миссии, на которых Провидение возложило особые задачи. Но вспомним, что по церковной традиции Андрей был первым, кто посетил Россию (хотя в I веке до РХ и России-то еще не было). Он воздвиг на Киевских горах крест и сказал, что тут будет город великий. Он побывал в Новгороде и попарился в тамошней баньке. Обычая не одобрил: "Люди сами себе мучение творят, себя иссякая".

    Итак, в 1698 году, за два года до реформы монетной системы по европейскому образцу, орден появился. "Святой Андрей, покровитель России" - начертано на нем. Первые ордена делал ювелир из Немецкой слободы Вестфаль по рисунку самого монарха, а первым награжденным стал в 1699 году генерал-адмирал и фельдмаршал Федор Головин. Скромный Петр удостоился собственной награды только в 1703 году - за то, что участвовал в операции захвата двух шведских судов в устье Невы. Эти корабли пытались помешать строительству Петербурга. До 1917 года высший орден России получило всего около тысячи человек.

    Екатерина Великая подарила России другой харизматический орден - св. Георгия, который давали исключительно за военные заслуги. В 1769 году, после тщательной подготовки, Екатерина подписала статут нового ордена, причем в документе от награжденного требовалось "награду никогда с себя не снимать". Орден первой степени получили за дореволюционную историю всего 25 человек, а первым награжденным им стал граф Румянцев-Задунайский за победу над турками в 1770 году.

    Старые ордена кажутся сегодня чем-то магическим, даже будучи оторванными от их носителей. И для этого есть вполне конкретное основание: если сегодня ордена делают на монетных дворах, то в старой России их изготовлением занимались ювелиры, и среди всех дореволюционных орденов нет двух совершенно похожих.

    Уже в 1877 году в России заговорили о том, что орденская система девальвируется. Награды стали, по словам обер-прокурора Синода Победоносцева, "раздавать во все стороны без разбора", отчего ордена "потеряли истинную цену и приобрели фальшивую". Имелось в виду, что государство уже не в состоянии было обеспечить должное материальное содержание всем орденским кавалерам, а без этого - какой почет?

    После революции царские знаки отличия были отменены. В новом государстве должны были появиться новые награды. Изменилась и технология их изготовления. Советское правительство запретило изготавливать государственные награды в частных ювелирных мастерских. Право на их создание получил Петроградский монетный двор (ныне - Санкт-Петербургский монетный двор Гознака). Впоследствии ордена и медали стал чеканить и созданный во время Великой Отечественной войны Московский монетный двор Гознака.

    Глядя на первую революционную награду - орден "Красное Знамя" РСФСР, который появился уже 16 сентября 1918 года, поражаешься как полным разрывом со старой традицией, так и тому, насколько законченно, цельно выполнена эта награда, возникшая, собственно, ниоткуда. В ней есть какая-то мистическая, хотя и диковатая эстетика: так сама собой рождается песня у пахаря или косаря. Уже во время Гражданской войны на Петроградском монетном дворе отчеканили около семи тысяч экземпляров ордена Красного Знамени. Затем появился Трудовой орден РСФСР. А потом знак отличия "За отличную рубку", который крепился на шашку. Художники-медальеры Монетных дворов с первых своих работ демонстрировали высокое мастерство. Орден Ленина, появившийся в 1930 году, явил собой уже отточенную эстетику вставшего на ноги государства. Римский профиль - почти в духе сталинского неоклассицизма, римские же колосья и тщательный подбор цветов. Безусловно, это - классика, которой может позавидовать любой мастер всех времен и народов.

    Ордена, появившиеся еще позже, в годы войны, это, пожалуй, возврат к старому, дореволюционному. Чего стоит портрет Богдана Хмельницкого на одноименном ордене, словно срисованный с золотых наградных монет допетровского времени, или орден "Победа" (редкость чрезвычайная, но на выставке есть и он), усыпанный бриллиантами в лучших монархических традициях. Эта высшая военная награда появилась на переломе Отечественной войны, в 1943 году, и личность первого награжденного, как и многих других (всего - 19 за всю историю СССР), не вызывает никаких вопросов: им стал маршал Жуков. Но, пожалуй, в 1978 году, когда этот орден получил Леонид Брежнев не за личное присутствие на фронте, а по случаю 60-летия, уместно было припомнить слова Победоносцева о том, что честь стала "фальшивой".

    После распада СССР Россия оказалась формально без орденской системы. Ведь даже те ордена, которые появились на заре революции, в бытность нашего государства "РСФСР", позднее были переоформлены в союзный статус и канули в Лету вместе с ним. Последним советским орденом, отчеканенным на Санкт-Петербургском монетном дворе, стал появившийся в начале 70-х орден Дружбы народов. Поэтому уже в январе 1992 года началась работа над новой системой. И система, цельная, а не сложившаяся постепенно, была принята в 1994 году, после того как над ее созданием поработали лучшие специалисты России - и художники, и знатоки "орденского этикета". Но, конечно, жизнь богаче, чем о ней думают, поэтому от стихийности все равно уйти не удалось.

    Так, орден св. Георгия был возрожден по постановлению Президиума Верховного Совета РФ еще в 1992 году, но только в 2000 году появился его статут. В соответствии с этим документом орден есть, но им никого не награждают: он "заморожен" в мирное время.

    Была и другая "накладка" - когда орденская система уже утвердилась, оказалось, что в ней нет высшей государственной награды, которая не может по определению иметь степеней. В 1998 году такой орден наконец появился - св. Андрея Первозванного. Над воссозданием этого уникального ордена трудился коллектив все того же Петербургского монетного двора Гознака. Сегодня это и есть высшая награда новой России. Первым ее получил академик Дмитрий Лихачев. Второй по значимости наградой, позволенной в мирное время, служит орден "За заслуги перед Отечеством", который и внешне, и по статуту берет начало от дореволюционного ордена св. Владимира. Орденом Владимира в свое время награждали Карамзина и Суворова, а его современный аналог получили Ельцин и Лужков.

    И последнее - это как бы прорыв в будущее. На выставке можно увидеть награду, у которой пока нет ни одного кавалера, - медаль в честь 60-летия Победы, которую будут вручать только в мае будущего года. На медали изображен орден "Победа" - но, конечно, без бриллиантов.

    Ордена новой России делают на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах. На выставку прибыли главные художники обоих учреждений: из Москвы - Виктор Ерохин, из Питера - Александр Бакланов. Эти мастера-медальеры и "рисуют" современные ордена. На них посыпался град вопросов, но, наверное, таким и положено быть мастеру, который трудится над зримым воплощением славы своей страны: скромным и немногословным.

    - Моя задача - из идей создать целое, - единственное, что поведал Александр Бакланов.

    А между тем и он, и его коллега Ерохин имеют все причины для того чтобы не скромничать. Именно Александр Бакланов работал над воссозданием ордена Святого апостола Андрея Первозванного, возрождал Георгиевские кресты. По его эскизам создана медаль Суворова и пушкинская медаль. Выступление Виктора Ерохина на научной конференции, приуроченной к выставке наград России, вызвало всеобщий интерес. Он рассказал об одной из своих последних работ - ордене Петра Столыпина, созданном на Московском монетном дворе Гознака по заказу общественной организации. Этот один из самых красивых и известных российских орденов выполнен из золота и украшен эмалью и рубинами.

    Когда-нибудь о Бакланове и Ерохине напишут книги и защитят диссертации - как о тех мастерах, которые помогали Петру создавать первые награды. Ведь всего трижды в истории России случалось ей творить с чистого листа всю наградную систему. Искусствоведы будут толковать о "школе Бакланова" или "мастерах круга Ерохина". А пока, искупавшись в свете софитов, Александр Бакланов перекинул через плечо ремень сумки, и, двинувшись в сторону метро, тут же затерялся в толпе. На пресс-конференции его то и дело спрашивали, "тем" или "не тем" людям сегодня дают ордена.

    - Я - только художник, - отвечал он.