11.06.2004 04:00
    Поделиться

    "Воздушный хулиган" Валерий Чкалов

    О том, каким он был, рассказывает сын легендарного летчика

    В канун этого события наш корреспондент встретился с сыном прославленного летчика - Игорем Валерьевичем Чкаловым.

    - Игорь Валерьевич, расскажите немного о себе.

    - В семье Чкаловых я старший из детей. У меня есть две сестры: Ольга и Валерия. Мама, Ольга Эразмовна, педагог по образованию, воспитывала нас без отца. Помню, как она брала меня на уроки, потому что дома не с кем было меня оставить. На занятиях старшеклассники отводили мне место на задних партах, где я сидел и слушал урок. Мама всю свою жизнь посвятила детям. Вот мы отмечаем День защиты детей. А инициатором этого праздника была моя мама. 1 июня 1943 года на торжественном собрании в Колонном зале в Москве она провозгласила этот день международным Днем защиты детей.

    Мне было всего тринадцать лет, когда началась война. Уже через месяц я сел за рычаги трактора и стал работать в Чкаловском районе Горьковской области, на родине отца. Имею медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и очень ею горжусь. Это моя первая награда.

    Я не стал летчиком, как мой отец, но вся моя жизнь связана с авиацией. В 1955 году с отличием окончил Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского. Более 40 лет прослужил в авиации военным инженером. Ушел в отставку полковником.

    - Когда был жив ваш отец, вы были еще школьником. Каким вам он запомнился?

    - Детская память сохраняет самое главное. На всю жизнь запомнил, как отец отучил меня врать. Сложилось так, что покуривал я. Но не признался отцу, когда тот узнал. Сумел отговориться. Правда же дошла до него позже. Я получил большую трепку. Однако не обиделся на папу. Правда, после этого никогда никого не обманывал.

    До сих пор представляю отца таким большим, сильным и добрым. Папа был отличным семьянином, дорожил домом. Очень любил мою маму и детей, мечтал жить большой дружной семьей. Он был и заботливым сыном. Почитал своих родителей, навещал их по мере возможности.

    - Вы, вероятно, собираете материалы об отце?

    - В нашей семье бережно хранят память об отце. В домашней библиотеке есть практически все книги о Чкалове, публикации в газетах и журналах, посвященные ему. Одну из первых книг "Жизнь Валерия Чкалова" написала моя мама. А недавно вышла в свет книга "Чкалов без грифа "секретно". Ее автор - моя сестра Валерия Валерьевна. В этой книге много интересных фактов из жизни папы. Есть уникальные фотографии того времени.

    Кроме того в семье сохранились некоторые документы, которые, я считаю, надо опубликовать целиком. Например, один из них - стенограмма обеда в честь трансполярных летчиков Чкалова, Байдукова и Белякова, который был дан 30 июня 1937 года в Нью-Йорке в отеле "Уоллдорф-Астория". Это уникальный материал, в котором содержится оценка американцами выдающегося подвига русских. Что говорили в 1937 году политики и военные по этому поводу, должны знать люди нынешнего поколения.

    - Ваша профессиональная подготовка и жизненный опыт позволяют сегодня дать оценку Валерию Чкалову как летчику.

    - Отец был пилот от Бога, совершивший с товарищами уникальный перелет как в техническом (на одномоторном самолете, по оценкам экспертов, только очень мужественные люди могли пойти на такой эксперимент), так и в плане политическом. Давая оценку событию, президент США Франклин Рузвельт сказал, что три героя из России Чкалов, Байдуков, Беляков сделали то, что десятилетиями не могли сделать советские дипломаты, - они сблизили русский и американский народы. Наверное, лучше не скажешь.

    Валерий Чкалов прожил, к сожалению, короткую жизнь. Он погиб при испытании нового самолета, когда ему было всего 34 года. Но даже за этот короткий срок вошел в историю авиации нашей страны, в мировую историю авиации.

    Сошлюсь на маршала авиации К.А. Вершинина, который сказал так: "Велики заслуги Чкалова перед авиацией. Он не только непревзойденный летчик, он основоположник школы испытания новых самолетов и школы высшего пилотажа. Им лично разработано и выполнено 15 фигур высшего пилотажа. Он также является автором тактики истребительной авиации".

    Могу сказать одно, что сегодня весь мир летает по тем канонам, которые были введены в авиацию Чкаловым. Но самое интересное в летной биографии отца то, что до мая 1935 года считался "воздушным хулиганом".

    - Как же он набедокурил?

    - Ничего особенного. Он просто работал, ломал старые приемы и каноны полетов, принятые правила, представления о возможностях летательного аппарата и летчика. Он открывал и вводил новое в авиации. Некоторым из начальства это не очень нравилось.

    - А что произошло в мае 1935 года?

    - 2 мая 1935 года Г. Орджоникидзе, будучи наркомом тяжелой промышленности, куда входило и главное управление авиационной промышленности, на знаменитом Ходынском поле устроил смотр наших летательных аппаратов. Туда приехали все члены Политбюро, правительства и даже сам Сталин. Чкалов на И-16, который он уже испытал, показал мастерство и свой высший пилотаж. День этот для отца стал звездным.

    После приземления к Чкалову подошел со своим окружением Сталин. Нарком обороны Клим Ворошилов, представляя отца, сказал: "Вот, тот самый воздушный хулиган". Сталин наркома перебил: "Товарищ Ворошилов, мы разберемся, кто такой Чкалов". И обратился к отцу: "Почему вы не пользуетесь парашютом при испытании новых самолетов?" Отец ответил, что испытывает единственные в своем роде самолеты, опытные экземпляры, которые очень дорого стоят, и он должен приземлить их в целости и сохранности. На что Сталин серьезно сказал: "Учтите, товарищ Чкалов, ваша жизнь нам дороже любой машины".

    После этой встречи отец пришел домой сияющий, в приподнятом настроении. Обнял маму и передал ей слова Сталина. Этот момент я хорошо запомнил, несмотря на то, что мне было семь лет. Также отлично помню, как в восемь лет отец взял меня первый раз на самолет. Восторгу моему не было предела. Этот момент был мигом наивысшего счастья.

    - На каком самолете вы летали с отцом?

    - Мы летали на По-2 конструктора Поликарпова, так называемом ночном бомбардировщике.

    - Интересно, как проявил бы себя Валерий Чкалов в годы Великой Отечественной войны?

    - Думаю, что весь свой опыт летчика-испытателя, мастера воздушного боя на бреющем полете использовал бы он в воздушных сражениях. Конечно, если бы ему разрешили воевать.

    Могу сказать, что отец в 1937 году просился в Испанию, когда там была гражданская война. Он хотел поехать и в другие горячие точки. Ему категорически ответили: "Нет!" Отцом дорожили.

    - Почему же все-таки не сумели уберечь Валерия Чкалова?

    - В нашем доме, только в другом подъезде, жил сын Василия Ивановича Чапаева - Аркадий Чапаев. Он был молодым летчиком. Отец помогал ему много в свое время. Это он сообщил нашей семье о гибели отца.

    В тот роковой день 15 декабря 1938 года отец испытывал новый истребитель И-180.

    Как мне позднее стало известно, после авиакатастрофы отец был жив еще два часа. В 1963 году я встретился с главным врачом Боткинской больницы, который тогда был дежурным врачом и принимал раненого летчика. Он мне сказал, что если бы была та аппаратура, которая есть у медиков сейчас, то, возможно, они спасли бы отца.

    Я уже упоминал книгу моей сестры Валерии "Чкалов без грифа "секретно". В ней приводятся неизвестные ранее факты, документы, которые могут свидетельствовать о несколько иных причинах гибели летчика-испытателя Чкалова. В частности, в акте комиссии по расследованию авиакатастрофы говорится, что "подготовка самолета к полету происходила в условиях исключительно вредной спешки при фактической обезличке и безответственности за это ответственное дело"...

    - Как увековечена память о вашем отце?

    - По приглашению американцев я практически каждый год бываю в Ванкувере. Там ежегодно 20-го июня отмечается День прилета экипажа Чкалова в Америку. Существуют две организации: Комитет трансполярного перелета и Комитет по культурному обмену имени Валерия Чкалова.

    К 60-летию события американцы восстановили аэродром Пирсон Филд в штате Вашингтон в том виде, в каком он был в 1937 году. В 2002 году они меня избрали Почетным гражданином США. И мне бывает очень обидно за то, что Америка чтит память великого русского летчика, а у нас...

    - У нас в Москве есть станция метро "Чкаловская"...

    - Да, есть. Есть и памятник Чкалову в Нижнем Новгороде. Город на Волге, где родился мой отец, называется Чкаловск. Там создан муниципальный музей имени Валерия Чкалова, находятся на вечной стоянке АНТ-25 и другие уникальные экспонаты. В честь 50-летия первого беспосадочного перелета Чкалова на острове Удд (находится в Охотском море и ныне носит имя Чкалова) открыт монумент. В некоторых городах России названы улицы его именем.

    И все же очень обидно, что нынешняя молодежь мало интересуется прошлым нашей страны и знает о Валерии Чкалове совсем немного, а некоторые и вовсе не слышали его имя. Человеку без памяти не дано быть крылатым...

    Поделиться