08.06.2004 05:59
    Поделиться

    Изба по расценкам дворца

    На столе у председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева лежит документ, затрагивающий судьбы тех, кто мечтает о собственном доме на земле

    Даже семье с самым средним достатком придется найти эту неподъемную сумму, чтобы не лишиться собственного участка и недостроенного дома.

    Никто из них пока не знает, что на днях принято постановление Президиума Верховного суда России, отменяющее взимание земельного налога по минимальной 3-процентной ставке (которая применяется для жилого фонда) с владельцев участков с недостроенными домами.

    В принципе, строить себе загородное пристанище (хоть лачугу, хоть дворец) можно сколько угодно долго. Пока не привинчен последний болтик, дом считается недостроенным, и налог на недвижимое имущество с его стоимости не берется. Но стоит поставить готовый дом на учет в БТИ, как к земельному налогу тут же добавляется ежегодный платеж на имущество и общая сумма налоговых выплат возрастает многократно.

    Естественно, высокий налог на имущество (да еще на фоне постоянных разговоров, что в скором времени взиматься он будет с рыночной стоимости жилья) мало кого вдохновляет. А потому подобной лазейкой пользовались многие. Например, владельцы роскошных теремов до последнего оттягивали их регистрацию, ссылаясь на то, что стройка не закончена. Мол, ручки не прикручены или оконные рамы не покрашены. Поэтому налог на свою недвижимость такие "дачники" не платили, хотя вовсю жили в шикарном "недострое".

    Несколько лет назад власти попытались закрыть лавочку. Конечно, в законе есть нормы, которые, к примеру, грозят изъятием выделенной земли, если владелец использует ее нецелевым образом или не справляется со строительством в оговоренный при получении участка срок. Но дело это для проверяющих чиновников хлопотное и непростое - поди побегай за каждым, а потом еще судись.

    А потому был избран другой "кнут" - чисто экономический. Нашлась зацепка в законодательстве, которая позволила многократно (аж в 33 раза!) увеличить ставку земельного налога. Для земли под жильем ставка минимальна и составляет всего-то 3 процента от максимальной, но "недострой" жильем не является, поэтому применять эти самые 3 процента при незавершенном строительстве было неправильно, рассудили в начальственных кабинетах. А правильно - платить все 100 процентов, как с земли, используемой в коммерческих целях...

    Так, в апреле 2001 года появилось соответствующее разъяснение министерства по налогам и сборам по поводу ставок земельного налога. Никакой законной силы этот акт не имел, потому как не был на тот момент даже зарегистрирован в минюсте (а через год минюст отказал в регистрации данного документа).

    Но на местах отчего-то рьяно бросились исполнять это письмо. "На основании документов федерального уровня было принято решение о резком увеличении налогов для собственников участков с недостроенными объектами, - рассказывает министр имущественных отношений правительства Московской области Алексей Бодунков. - К тому же налоги пересчитывались задним числом: за два года люди должны были заплатить суммы, в отдельных случаях исчисляемые десятками тысяч рублей. Это вызвало определенную социальную напряженность".

    "Напряженность" возникла по вполне житейской причине. "Наводящие порядок" с недостроем чиновники не учли одной очень простой вещи. Действительно, одни долго строили по хитрости. Но другие-то - по бедности! (Достаточно напомнить, что скандал разразился в 2001 году, всего через три года после памятного августовского кризиса, подкосившего многих...) Так под одну гребенку налоговиков попали и владельцы загородных замков, и хозяева скромных домиков на окраинах поселков и городов, пытающиеся своими силами решить свой "жилищный вопрос". Например, только в Домодедовском районе Московской области налоговые извещения с суммами к уплате до тридцати тысяч рублей враз получили свыше двух тысяч человек.

    По всей стране начались судебные процессы. Самое любопытное, что в разных городах и областях решения были диаметрально противоположными. Скажем, в подмосковной Лобне и Ивантеевке, Свердловской области судьи были на стороне застройщиков. А вот в Краснодарском крае и Санкт-Петербурге последнее слово в судебных процессах осталось за мытарями.

    Наибольшую настойчивость в отстаивании своих прав проявил Андрей Жуков - житель Зеленогорска, что в пригороде Санкт-Петербурга. После многолетнего стояния в очереди на квартиру в Северной столице, ему вместо жилья в многоэтажке в 1992 году предложили участок под самостоятельную застройку. Строительство затянулось. Все это время Андрей Жуков платил три процента от базовой ставки земельного налога. А в 2001 году налоговая инспекция выставила ему счет около двадцати тысяч рублей (сто процентов налога). Жукова такой поворот возмутил. Гражданин два года ходил по судам, добрался до самых высоких инстанций.

    В итоге судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда в феврале прошлого года вынесла определение, в котором признала незаконным решение налоговой инспекции и обязала мытарей вновь пересчитать земельный налог исходя из 3-процентной ставки. Именно это решение теперь решил отменить Президиум Верховного суда.

    Дело Андрея Жукова возникло из публичных правоотношений, поэтому вердикт Верховного суда явился прецедентным, то есть стал обязательным для исполнения налоговыми органами и в отношении других плательщиков земельного налога.

    Благодаря победе Жукова многие собственники недостроя смогли через суд вернуть переплаченные налоги. Суммы составляли от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов. Однако радость может быть недолгой. Если Вячеслав Лебедев подпишет постановление Президиума (которое без росписи председателя Верховного суда не имеет силу), то налоговая инспекция может потребовать платежи задним числом за три предыдущих года, пока действовало послабление с учетом набежавших пеней. Правда, сами налоговики сейчас утверждают, что пени великодушно простят. А судиться будут в крайнем случае: сначала предложат принести деньги по доброй воле.

    В соответствии с Законом "О плате за землю" средняя базовая ставка земельного налога в России составляет 25,92 рубля за квадратный метр (если земля занята под жилищное строительство в черте города или поселка). При этом местные власти могут повышать ставку земельного налога, но не более чем в два раза. Самые высокие налоги - в Подмосковье и Ленинградской области. Сказывается близость мегаполисов. На сегодняшний день в Московской области насчитывается около 15 тысяч недостроенных домов, сооружение которых началось еще 5-8 лет назад. В большинстве случаев в них жить действительно невозможно. А строительство заморожено из-за отсутствия средств. В будущем денег у хозяев может стать еще меньше, так как придется раскошеливаться на налоги.

    Один из застройщиков, житель подмосковного Павловского Посада Вячеслав Конов, заявил, что он на грани отчаяния: "Я многодетный отец, у меня трое ребят и уже внук имеется. 20 лет ютимся в двухкомнатной квартире. Я нарожал детей для государства, отвоевал в Чечне. Ни от кого не просил помощи. Газ проводил в строящийся дом за свой счет - год семья сидела без мяса. Электричество - тоже сами. Канализацию сделали. Остался водопровод. Не примут дом без воды, хоть ты тресни". А как только решение Президиума Верховного суда вступит в силу, Кононову придется платить ежегодно за землю по 20 тысяч рублей... Вот тебе и водопровод! Это - "сторона медали" застройщика.

    А вот точка зрения начальника управления ресурсных и имущественных налогов министерства по налогам и сборам Андрея Федорова:

    - Земельные участки, выделенные для строительства жилых домов до момента окончания строительства и приема в эксплуатацию жилого дома, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, установленном Законом "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) и законодательством субъектов России, а также нормативными актами органов местного самоуправления. Пониженная ставка земельного налога (в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 28,8 копейки за один квадратный метр в 2002 году) предусмотрена частью пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" за земли, занятые жилищным фондом в границах городской (поселковой) черты. Другими словами, налогообложение земельных участков в рассматриваемом случае зависит не от его статуса, а от наличия на нем объекта жилого фонда. Жилищное строительство не может рассматриваться как жилищный фонд до момента окончания строительства и включения построенного объекта в состав жилищного фонда организациями технической инвентаризации. За последнее время изменений в действующее законодательство по вопросу налогообложения земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, на федеральном уровне не вносилось. Для решения вопроса о предоставлении льготы по земельному налогу гражданам, осуществляющим строительство жилья, следует обращаться в органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

    Однако в регионах местные власти сейчас ищут выход, чтобы, образно говоря, и деньги получить, и бедных не обидеть. Например, в Законодательном собрании Санкт-Петербурга обсуждается законопроект, согласно которому предлагается взимать с недостроя десять процентов. При этом по законопроекту участок не должен превышать двенадцати соток. Но представитель губернатора Санкт-Петербурга в Законодательном собрании Михаил Бродский возражает. По его словам: "Льготы по земельному налогу нужны людям, которые вместо квартиры получили землю для строительства, но из-за ограниченности средств отстраиваются очень долго. Но я не понимаю, почему мы должны давать льготы тем, у кого имеется недостроенное жилье стоимостью в несколько сотен тысяч долларов. В этот законопроект необходимо внести поправки, чтобы он обрел правильное социальное звучание".

    Правда, когда в августе и сентябре 2002 года в разгар "налоговой войны" "Российская газета" интересовалась мнением законодателей, в той же Мособлдуме (да и областной администрации) говорили примерно то же самое: думаем, как помочь, скоро придумаем. Прошло почти два года - и что же? Увы, не придумали.

    Не потому ли, что земельный налог теперь целиком и полностью идет в региональный и местный бюджеты? В беседах не под диктофон многие чиновники так прямо и заявляют: не можешь платить высокий налог - что ж, продавай дом с участком и живи где хочешь...

    "Что касается индивидуального жилищного строительства, то это реальный налоговый резерв государства, поэтому налоги вырастут, - говорит министр имущественных отношений правительства Московской области Алексей Бодунков. - Проблема заключается в том, чтобы выстроить схему по надлежащей регистрации объектов. Ни для кого не секрет, что есть дома, в которых люди уже живут по нескольку лет, но они не оформлены. Увеличив налоги на недостроенное жилье, государство подтолкнет людей узаконить свою недвижимость и платить налоги по обычным ставкам".

    Вопрос очень горячий. Поэтому в Верховном суде пока не торопятся подписать достаточно взрывоопасное решение. Чаша весов пока колеблется. Но при любом раскладе останутся недовольные. Либо граждане, либо чиновники. У них останется право обжаловать решение в Конституционном суде, а потом - в Европейском суде по правам человека. Так что до точки в споре далеко.

    Поделиться