27.05.2004 03:00
    Поделиться

    Бурный рост рынка автомобилей

    В период с января по март спрос на автомобили "Лада" вырос по сравнению с первым кварталом прошлого года на 27 процентов. В результате было продано немного-немало - 173 тысячи тольяттинских машин. Можно утверждать, что 2004 год наверняка окажется чуть ли не самым успешным в новейшей истории завода. Хотя и прошлогодние достижения нельзя списывать со счетов. За 12 месяцев 2003 года "АвтоВАЗ" выпустил 699 899 автомобилей. При этом 222 094 машины пришлось на самое современное "десятое" семейство. Кроме того, 177 087 машинокомплектов завод отправил на предприятия внешней сборки.

    Укрепление позиций "АвтоВАЗа" на рынке в немалой степени связано с реформой дилерской сети. Отныне, согласно новым правилам, продавцом автомобилей "Лада" может стать только фирма, построившая на своей территории автосалон, сервисный центр и магазин запчастей. Второй важной инициативой "АвтоВАЗа" стало установление единых отпускных цен для всех, без исключения, дилеров. Теперь все торговые партнеры завода приобретают машины абсолютно на равных условиях вне зависимости от местонахождения. Сейчас в любой точке России "Лады" продаются по одним и тем же ценам, что привело к возвращению такого важного рынка, как Дальний Восток, где раньше из-за дороговизны доставки автомобили продавались чуть ли не по двойной цене.

    В качестве третьей инициативы "АвтоВАЗа", которая также плодотворно сказалась на росте продаж, можно назвать введение двухлетней заводской гарантии на весь модельный ряд. Плюс к этому многие дилеры, убедившиеся на практике в улучшении качества современных "Лад", дают свою собственную гарантию до 5 лет.

    В результате реформ официальными дилерами "АвтоВАЗа" стали компании, нацеленные на достижение европейского уровня организации продаж и сервисного обслуживания автомобилей, чьи интересы не сводятся к получению моментальной сверхприбыли. Сегодня дилерская сеть тольяттинской компании состоит из пятисот предприятий. Она представляет собой двухуровневую структуру. Первый уровень - 58 дистрибьютеров в различных регионах России и 135 прямых дилеров в тех регионах, где по тем или иным причинам нет дистрибьютеров. Таким образом, дилерские предприятия работают напрямую с заводом.

    Второй уровень - это региональные дилеры, получающие автомобили или от дистрибьютера, или через прямого дилера. Таких фирм в сети волжского предприятия насчитывается около трехсот. Стоит отметить, что практически все дистрибьютеры созданы на базе спецавтоцентров системы "АвтоВАЗтехобслуживание" и являются дочерними предприятиями "АвтоВАЗа". А прямые и региональные дилеры - в основном независимые компании.

    В ближайших планах - создание современных центров в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Ульяновске и Краснодаре. Причем все финансирование осуществляется непосредственно дилерами на доходы от реализации продукции "АвтоВАЗа" и сервисных работ. Утвержденная розничная торговая наценка и стоимость нормочаса при сервисном обслуживании позволяют дилеру самостоятельно инвестировать средства. Правда, по уровню доходности дилеры "АвтоВАЗа" отстают от продавцов иностранных машин. Однако рост дилерских активов повышает уровень капитализации и создает предпосылки для работы с использованием кредитов.

    Изменения в потребительских свойствах тольяттинских автомобилей не остаются не замеченными и за пределами России, куда ежегодно экспортируется около 100 тысяч машин. Основными рынками дальнего зарубежья являются Западная и Восточная Европа, Южная Америка, Африка. Например, в 2003 году регистрация наших автомобилей в Германии выросла на 48 процентов, в Италии - на 17 процентов. В странах Восточной Европы также сохраняется интерес к продукции из Тольятти. В Сербии продажи увеличились на 37, в Венгрии - на 36, а в Литве - на 113 процентов.

    Тем не менее традиционными рынками остаются страны СНГ. В частности, в Украине "Лады" занимают почти половину рынка новых автомобилей. Стабильно растет реализация в Казахстане, где в прошлом году было продано на 13 процентов больше, чем годом ранее. Существенный прирост происходит на небольших рынках Азербайджана (76 процентов), Армении (49 процентов), Киргизии (78 процентов), Молдавии (41 процент). Причем речь идет не только о чистом экспорте, но и о сборке различных моделей непосредственно в местах их дальнейшей реализации. На сегодняшний день предприятия внешней сборки работают в Казахстане, Украине, Уругвае, Египте и в Эквадоре.

    Сохранение и увеличение рыночной доли как в России, так и за рубежом, было бы невозможно без создания новых моделей, которые уже выпускаются в Тольятти или появятся на сборочном конвейере в ближайшее время. К примеру, в прошлом году на рынок в массовом порядке поступила новая модель "ВАЗ-2114", представляющая собой глубоко модернизированный вариант популярной "девятки".

    Особую надежду в плане развития экспортных рынков завод питает на автомобили семейства "Калина", выпуск которых начнется в ноябре этого года. Благодаря этому проекту "АвтоВАЗ" сможет выпускать более 900 тысяч машин ежегодно. Автомобиль будут производить в трех вариантах: седан, хэтчбек и универсал. Самым первым появится седан на колесной базе в 2470 мм с кузовом длиной 4040 мм (длиннее, чем "девятка"). Затем - универсал с кузовом аналогичной длины и 5-дверный хэтчбек с укороченной на 190 мм задней частью.

    Российскую новинку наверняка дружелюбно встретят все центральные экспортные рынки, поскольку такого современного автомобиля по доступной цене в Европе попросту не существует. По потребительским качествам "Калина" будет на равных соперничать с малолитражками Volkswagen, Opel, Renault, Peugeot, то есть с продукцией компаний, определяющих лицо европейского автомобилестроения. Начав с небольших объемов выпуска "Калины" в 2004 году, в следующем "АвтоВАЗ" изготовит уже 60 тысяч машин. А спустя два года завод выйдет на проектную мощность 220 тысяч.

    Вслед за "Калиной", вероятнее всего, в следующем году, на российском рынке дебютирует автомобиль, называемый пока "Проект 2170". Ожидается, что летом будет объявлено название, под которым новинка поступит в продажу. Модель "2170" приходит на смену "десятому" семейству. Причем машину нельзя назвать модернизированной старой моделью. Конструкторы создали новый автомобиль, унаследовавший от предшественника только базовую платформу. Во внешнем облике автомобиля "2170" не осталось ни одного прежнего кузовного элемента. Кузов новинки выполнен с соблюдением всех действующих в Европе норм по безопасности и экологичности.

    Отдельных слов заслуживают примененные в новой модели технологии безопасности. Создатели машины учитывают не только действующие в настоящий момент нормы, но и стандарты, которые только планируется вводить в европейском сообществе. В частности, для уменьшения последствий при наезде сбоку кардинально изменена внутренняя часть двери, что повысило ее жесткость. Расположенный внутри двери брус распределяет энергию удара по всему кузову. Проведенные недавно испытания показали, что такая конструкция спасает не только жизни пассажиров, но и пешеходов. При имитации боковых и фронтальных ударов машина также показала отличные результаты. Это свидетельствует о том, что новый автомобиль станет самой безопасной продукцией российского автомобилестроения.

    Реалии рыночных отношений таковы, что высокие показатели производства и даже продаж отнюдь не свидетельствуют о хорошем положении дел в той или иной компании. Ведь в конечном итоге любая фирма работает для того, чтобы зарабатывать деньги для своих акционеров. Поэтому судить о благополучном развитии следует, исходя из совершенно конкретных показателей прибыли. Обратимся и мы к фактам.

    Недавно совет директоров рекомендовал общему собранию акционеров, которое пройдет в конце мая, принять решение о выплате годовых дивидендов. По привилегированным акциям предлагается выплачивать 95 рублей на одну акцию, то есть 10,06 процента от чистой прибыли, по обыкновенным акциям - 6 рублей на одну акцию. Конечно, окончательное решение примут акционеры на собрании. Только в прошлом году, который нельзя назвать безоблачным для российского автопрома, акционерное общество заработало 4655 миллионов рублей чистой прибыли. Из них на выплату дивидендов планируют направить 631,6 миллиона рублей.

    В то же время "АвтоВАЗ" инвестирует серьезные средства и в развитие. За 2003 год на закупку оборудования завод направил свыше 8 миллиардов рублей, а на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 1,3 миллиарда рублей. В результате "АвтоВАЗ" объявил о готовности полностью заменить нынешний модельный ряд в течение ближайших пяти лет. При таком подходе, сопровождаемом реформой сбыта, России не грозит потеря статуса автомобильной державы.

    Поделиться