20.05.2004 01:40
    Поделиться

    Атомоходы возят туристов

    У ледокольного флота - великое прошлое. А какое будущее?

    По сей день Россия обладает самым мощным в мире атомным ледокольным флотом, который находится в Мурманске. Его главная задача - обслуживание стратегической трассы Северного морского пути. Однако в последние годы эта транспортная структура, значение которой для страны сложно переоценить, используется далеко не самым эффективным образом. Объемы грузоперевозок сократились более чем в три раза. Лишь в период короткой летней навигации по Севморпути идут суда с жизненно важными грузами для северян. В остальное время ледоколы в основном ведут караваны кораблей с продукцией "Норильского никеля".

     

    Вместе с тем краса и гордость страны - уникальные атомные гиганты - вместо решения стратегических государственных задач совершают регулярные рейсы к Северному полюсу с группами иностранных туристов на борту. Как сообщило на днях ГТРК "Мурман", в Мурманском морском пароходстве приступили к подготовке ледоколов к коммерческим рейсам. Так, например, атомоход "Ямал" свозит иностранных туристов на Северный полюс в период с июля по сентябрь пять раз.

    Кто спасал подлодки

    Освоение Арктики, создание вдоль фасада нашей Родины регулярно действующей национальной транспортной магистрали - Северного морского пути - важнейшие достижения советского народа, воплотившие в реальность мечты многих поколений русских ученых и мореплавателей. Эта трасса почти вдвое сокращает водный маршрут из Европы на Дальний Восток. Крупные месторождения полезных ископаемых, открытые на русском Севере, невозможно было освоить без прокладки дороги через льды.

    Уже на заре советской власти уделялось большое внимание организации плавания по арктическим морям. В 20 - 30-е годы в Арктике появились первые ледоколы. Северный морской путь дал новую жизнь поселкам Диксон, Амдерма, Тикси, Певек, связал с материком промышленный Норильск. До 60-х годов навигация была непродолжительной - три - три с половиной месяца. Небольшая мощность энергетических установок не позволяла судам форсировать тяжелые льды ранней весной и поздней осенью. Поэтому руководством страны было принято решение начать строительство ледоколов с атомными реакторами. С вводом в эксплуатацию первого в мире атомного ледокола "Ленин" началась новая эра и в использовании атома в мирных целях, и в освоении Арктики, которая окончательно утвердила свое стратегическое значение после открытия в приполярных районах огромных запасов углеводородного сырья.

    Созданные для решения национальных стратегических задач атомоходы становятся предметом наживы для отдельных лиц.

    Благодаря атомным ледоколам стала возможна круглогодичная навигация в западном секторе Арктики. Перестала зависеть от капризов погоды и состояния льда такая важная линия, как Мурманск - Дудинка. Начались постоянные ямальские зимне-весенние рейсы к мысу Харасавэй. Атомоходы "Ленин", "Арктика", "Сибирь", "Россия" стали основной ударной силой, обеспечивающей круглогодичную навигацию в Карском море. К концу 80-х годов по трассе Северного морского пути ежегодно перевозилось до 20 миллионов тонн грузов. Из них 6 миллионов тонн вывозили с Севера на Большую землю (четвертую часть составляла продукция Норильского комбината), 5,5 миллиона тонн топлива, оборудования, продовольствия и стройматериалов завозилось на промыслы и в северные поселки, еще 6,5 миллиона тонн шло транзитом через русскую Арктику из Европы на Дальний Восток. Благодаря атомным ледоколам путь в 6000 км караваны судов преодолевали всего за 10 суток, а зимой за 16.

    Атомные ледорубы, как называют ледоколы сами моряки (ведь в реальной жизни ледоколы своими мощными корпусами не колют, а рубят лед), не только обеспечивали стране высокие экономические показатели, но и спасали сотни тысяч человеческих жизней. В октябре 1983 года в Восточном секторе Арктики сложилась чрезвычайно тяжелая ледовая обстановка: большая группа транспортных судов застряла во льдах и огромный регион мог остаться без жизненно необходимых народно-хозяйственных грузов. Ситуация была критической. И тогда на помощь пришли атомные ледоколы. Они вывели суда из ледового плена. И такое случалось не раз.

    Неоднократно ледоколы выручали не только гражданские суда, но и корабли ВМФ, решая вопросы обороноспособности страны. Из воспоминаний начальника штаба 11-й дивизии АПЛ, начальника оперативного отдела соединения капитана 1 ранга в запасе Виктора Пахомова: "В 1976 году нашу базу в Гремихе заперли мощные ледяные поля от острова Харлов до Новой Земли. Женщин и детей эвакуировали самолетами. А вот подводные атомоходы вывел из ледового плена линейный ледокол Севморпути "Киев".

    Посчитали - прослезились

    Но пришли новые времена. И, как мы уже знаем сегодня, наученные собственным горьким опытом, не всегда переход государственной собственности в частное пользование проходил с соблюдением интересов государства и его граждан. Далеко не все решения о допуске той или иной частной структуры в жизненно важные для государства отрасли были хорошо взвешены и просчитаны на годы вперед тогдашними руководителями страны и правительства.

    В начале 90-х годов атомный ледокольный флот России был передан в доверительное управление только что акционировавшемуся Мурманскому морскому пароходству. При этом государство продолжало исправно финансировать содержание атомного ледокольного флота, в то время как Мурманское морское пароходство, в свою очередь, исправно получало прибыль от эксплуатации атомоходов. Объемы грузов, перевозимых по Северному морскому пути, продолжали уверенно падать, а количество иностранных туристов, прокатившихся на русских ледоколах к Северному полюсу, - неуклонно расти.

    Посчитав такую ситуацию несправедливой, правительство Российской Федерации приняло решение с 2003 года прекратить финансирование ледокольного флота за счет средств федерального бюджета. Все текущие эксплуатационные расходы на содержание ледокольного флота, в том числе на мероприятия по продлению ресурса атомных установок, теперь должны финансироваться за счет средств, поступающих от оплаты услуг ледокольного флота.

    Как ни странно, хозяева пароходства сразу заговорили о том, что государство бросило ледокольный флот на произвол судьбы, не желает его поддерживать и развивать. Однако при этом замалчивается тот факт, что одновременно с прекращением субсидирования содержания ледокольного флота государство гарантировало ММП со своей стороны финансирование строительства атомного ледокола "50 лет Победы", которое сейчас ведется в Санкт-Петербурге и должно завершиться в 2005 году. Для справки: достройка ледокола обойдется государству в 900 миллионов долларов.

    Что касается участия в программе строительства ледоколов грузовладельцев, таких, как "Газпром", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" или "Норникель", то вряд ли стоит говорить об этом, пока атомный ледокольный флот и весь Северный морской путь находятся под контролем частной структуры (ММП), а точнее, одного конкретного человека Николая Владимировича Куликова. Ведь по информации, неоднократно опубликованной в различных СМИ, главным держателем акций Мурманского морского пароходства - 59,4 процента - является частная компания ОАО "Севморпуть-Капитал", председателем Совета директоров которой является Николай Куликов. При этом Куликов через другую структуру - ОАО "Арктические технологии" - также контролирует Северное морское пароходство (Архангельск). О том, что именно Куликов реально определяет, что, когда и куда везти по Севморпути, знают не только грузовладельцы, но и большинство жителей Мурманской и Архангельской областей, так или иначе связанных с перевозками грузов по Севморпути.

    Очевидно, что крупные частные компании не станут вкладывать значительные финансовые средства в строительство атомных ледоколов, не имея твердых гарантий, которые может дать только государство, но никак не местный олигарх. При этом ГМК "Норильский никель" уже давно заявлял о планах построить для своих нужд четыре судна арктического типа (СА-15). Как нам подтвердили в пресс-службе "Норникеля", комбинат действительно собирается строить транспортные суда повышенного ледового класса, которые заменят корабли ММП, в настоящее время обеспечивающие перевозку грузов ГМК по Севморпути. Однако конкретные сроки пока не называются. Можно предположить, что руководство компании, обозначив свои далеко идущие планы, заняло выжидательную позицию, надеясь, что государство, разобравшись в ситуации, увидит собственную выгоду и заберет атомные ледоколы из доверительного управления ММП.

    По мнению Владимира Сафонова, ныне председателя бассейнового комитета профсоюза работников водного транспорта, а в прошлом старшего экономиста атомной группы Мурманского морского пароходства, атомный ледокольный флот, безусловно, рентабельная структура. Так было и в советские времена, и сейчас. И, похоже, это мнение не только экономиста-практика.

    Косметика с омолаживающим эффектом

    А что же конкретно делает само Мурманское морское пароходство? В последнее время ММП начало программу "омоложения" судов. В частности, недавно прибыл с китайской верфи Ченгси сухогруз "Кузьма Минин", который в течение двух месяцев проходил модернизацию. По мнению Владимира Сафонова, это попахивает авантюрой:

    - Там сильный корпус, долговечный. Заваривается еще один трюм, увеличивается грузоподъемность. А машина не меняется, как была старая, так и осталась. Эти суда двигаются за счет каторжного труда моряков. Например, на омоложенном судне "Дмитрий Пожарский" механико-судовая служба менялась через месяц. Полностью. Люди отказывались работать, потому что условия там адские. Корпус, трюм новые, а машина в том старом безобразном состоянии, как была. На старушку надели джинсовый костюм - она помолодела?

    Может быть, действительно, у ММП серьезные финансовые трудности и действительно денег хватает только на "джинсовые костюмы"? Все может быть. Но почему-то на непрофильные проекты у фактического хозяина ММП Николая Куликова денег хватает. Например, на покупку деревообрабатывающих предприятий, о чем неоднократно сообщалось в прессе. Значит, ММП работает достаточно прибыльно. Только эта прибыль идет не на развитие основного производства.

    Кстати, дела у пароходства действительно не так уж плохи. Как сообщают СМИ, по итогам 2003 года оборот ОАО "Мурманское морское пароходство" превысил 5 миллиардов рублей, а валовая прибыль составила более 350 миллионов рублей.

    Государево око не дремлет

    Атомные ледоколы стареют и, по оценкам специалистов, максимум через 10 лет выработают свой ресурс, если уже сейчас не начать проведение мероприятий по продлению ресурса атомных установок. Что касается опасности, которую могут представлять не только Арктике, но и всему миру изношенные реакторы атомных ледоколов, это вообще тема отдельного разговора. В кишащем ледяными глыбами море над аварийным ледоколом спасительный саркофаг, как в Чернобыле, поставить не удастся.

    В последнее время многие специалисты и политики бьют тревогу по поводу того, что государство фактически теряет контроль над Северным морским путем. Такой контроль невозможен без атомного ледокольного флота, который сегодня находится, по сути, в частных руках. Но не исключено, что ситуация изменится.

    В прошлую пятницу Счетная палата РФ рассмотрела результаты проверки эффективности и целевого использования ледокольного флота ОАО "Мурманское морское пароходство". Аудитор Михаил Бесхмельницын считает, что с 1998 года ледокольный флот используется пароходством незаконно: договор доверительного управления был заключен Комитетом по управлению госимуществом Мурманской области с ОАО "ММП" без соответствующих на то полномочий и в отсутствие решения правительства по данному вопросу.

    В официальном пресс-релизе СП РФ говорится, что ОАО "ММП" осуществляет управление ледокольным флотом неэффективно, зачастую ущемляя интересы государства. Фактически осуществлялось кредитование ОАО "ММП" за счет федеральной собственности. Проверка также показала, что пароходство без согласия собственника - государства - передавало в аренду иностранным компаниям ледоколы, в том числе атомные, для пассажирских круизов на Северный полюс. При этом плата за аренду в федеральный бюджет не перечислялась, в результате чего государству нанесен ущерб в размере 7,4 миллиона долларов. Кроме того, "подобные действия создают реальную угрозу национальной безопасности России в Арктике, увеличивая вероятность возникновения радиационной и террористической опасности", говорится в пресс-релизе.

    Материалы проверки Счетная палата направит правительству РФ, Генпрокуратуре, ФСБ, Минэкономразвития РФ и Совету безопасности России. Отчет о результатах проверки направляется в обе палаты Федерального собрания.

    Поделиться