Законопроект отправлен на доработку. Это, в общем, не удивительно, поскольку проблема оказалась настолько сложной, что на подготовку рассматривавшегося кабинетом в четверг документа потребовалось два с половиной года. Тем не менее представлявший законопроект замглавы Минэкономразвития России Андрей Шаронов уверен, что на доработку потребуется не более двух недель.
Необходимость появления нового закона вызвана несколькими причинами. По словам Андрея Шаронова, на сегодняшний день наше законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд не имеет единой системы, ни правовой, ни правоприменительной. Закупки регламентируются, как минимум, четырьмя законами, причем самый старый из них был принят в начале 90-х годов, а последний - в 1999 году. Все они регулируют эту сферу достаточно противоречиво и неполно.
Напомним, что последний закон о конкурсных торгах, который вышел в 1999 году, был внесен в Думу в одном виде, а вот вышел совершенно в другом, усеченном варианте. Он регулирует только один из сюжетов, связанных с закупкой, а именно конкурсные закупки, а самую болезненную и коррупционную тему - внеконкурсные закупки он не регулирует. В теме же собственных конкурсных закупок очень много отсылочных и широко трактуемых норм, которые позволяют недобросовестным государственным заказчикам создавать преференции для отдельных особо близких компаний.
Новый закон о госзакупках, как считает замглавы Минэкономразвития РФ, существенно сузит поле для злоупотреблений и коррупции в этой сфере, а также систематизирует законодательство. Кроме того, Шаронов подчеркивает, что этот закон будет единственным и главным источником норм о государственных муниципальных закупках, он обеспечит прозрачность механизма осуществления закупок и как следствие экономию бюджетных средств и рост конкуренции.
Одной из важных особенностей законопроекта Шаронов считает определение правил закупок на всей территории России и на всех уровнях бюджетной системы: федеральном, региональном и муниципальном. Как пояснил замглавы Минэкономразвития, действующий закон распространяется только на государственные средства, то есть на средства субъектов и федераций, а муниципалитеты, которые закупают как минимум 30 процентов от всего совокупного бюджета, регулировались отдельной системой законодательных норм, мало понятных.
Еще одним достижением нового законопроекта эксперты Минэкономразвития РФ считают расширение круга участников в конкурсах. Во-первых, новый закон обеспечивает доступ к участию в конкурсах и поставках продукции для государственных и муниципальных нужд посреднических организаций при условии выполнения ими определенных квалификационных требований, действующим законодательством это запрещено. Как считает Шаронов, для закупщика это выгодно, поскольку посредники могут предложить более низкую цену, чем производители.
Во-вторых, значительно ослаблены действующие жесткие ограничения на привлечение иностранных поставщиков к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд. Теперь при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд к товарам (работам, услугам), проходящим с территории иностранного государства и групп государств, предлагается применять национальный режим. Правда, с естественными оговорками. Исключения составляют случаи, когда на территории иностранного государства или групп государств при размещении аналогичных заказов действуют какие-либо запреты или ограничения на товары (услуги, работы), происходящие с территории Российской Федерации. Но, несмотря на получение доступа иностранцами, А. Шаронов отметил, что госзаказчики вправе отдавать предпочтение отечественной продукции, даже если цена на нашу продукцию будет несколько выше (в пределах 15 процентов), чем на импортную. Он также добавил, что ряд ограничений для иностранных поставщиков все же остается. В первую очередь это гособоронзаказы и контракты, предмет которых является гостайной. Возможно, будут внесены и некоторые другие ограничения.
Новый закон вводит применение четко регламентированных конкурсных процедур. Так, он прописывает жесткое разделение на конкурсные и внеконкурсные способы закупок (запрос котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя)). Уточнены положения, регулирующие размещение заказов на конкурсной основе, среди которых порядок формирования конкурсной комиссии, требования к содержанию конкурсной документации, разъяснение и изменение конкурсной документации, оценка и сопоставление конкурсных заявок, порядок ведения протокола конкурса.
Изменен минимальный срок, устанавливаемый заказчиками для представления конкурсных заявок при проведении открытого конкурса: вместо 45 и более дней такой срок составит не менее 30 дней. Как считает замглавы Минэкономразвития РФ, это обусловлено тем, что в ряде случаев установление большего срока представляется неоправданным, например при проведении конкурсов на размещение заказов на поставку простых товаров. Установлены общественно признанные критерии оценки конкурсных заявок и определения победителя конкурса.
Новым законопроектом предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) заказчика при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд в уполномоченном органе, который будет осуществлять контроль за проведением госзакупок. Подразумевается, что это будет федеральный орган, назначенный правительством. Как пояснил Андрей Шаронов, у поставщиков появится альтернатива - либо обращаться в суд, либо идти в уполномоченный орган, который может снять конфликт, убедить заказчиков изменить требования по процедуре проведения конкурса, а также выдать обязательные для исполнения заказчиками предписания. При этом порядок защиты нарушенных прав не исключает для участника возможности их защиты в судебном порядке.
Отметим, что новый закон существенно расширяет сферу проведения открытых конкурсов. Предполагается, что закрытые конкурсы, когда круг участвующих в них организациях существенно сужен, могут проводиться только в тех случаях, когда предмет контракта составляет государственную тайну. При этом новый закон расширяет проведение объединенных конкурсов, он устанавливает права двух и более заказчиков проводить совместные конкурсы при размещении заказов на поставки одноименных товаров.
Определен стоимостный предел для мелких закупок, ниже которого размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется без проведения конкурсов (у единственного поставщика (исполнителя)). Этот предел соответствует устанавливаемому Центральным банком России пределу для расчета между юридическими лицами по одной сделке наличными деньгами (в настоящее время этот предел равен 60 тысячам рублям).
Принятие нового закона о госзакупках, по мнению разработчиков, позволит экономить до 20-25 процентов бюджетных средств. Пока по итогам 2003 года эффект от проведения конкурсных закупок, по данным минэкономразвития РФ, составил порядка 8,6 процента (разница между стартовой и конечной ценой), тогда как за рубежом этот эффект достигает 20-25 процентов. Но если сравнивать с предыдущими годами, то расходы на госзакупки растут. В 2003 году на государственные закупки было израсходовано около 615 миллиардов рублей, а в 1999 году этот показатель составлял 145 миллиардов рублей. Причем надо отметить, что большая часть госзаказа в прошлом году была размещена на условиях конкурса - 450 миллиардов рублей. Всего было проведено свыше 100 тысяч конкурсов, в каждом из которых приняли участие в среднем по пять производителей. На условиях открытого конкурса было заключено 60 процентов контрактов. Объем госзакупок в 2004 году, по прогнозу минэкономразвития РФ, составит более 800 миллиардов рублей.