13.05.2004 00:20
    Поделиться

    "Ван Хельсинг" - миллионы на ветер

    "Ван Хельсинг" в российском прокате

    Наряду с полуисторическим персонажем графом Владом Цепешем-Дракулой писатель Брэм Стокер подарил человечеству самого известного охотника на вампиров - пожилого профессора Авраама Ван Хельсинга, доктора медицины, доктора философии и т.д. и т.п. Заглавного персонажа "Ван Хельсинга", которого играет молодой и красивый Хью Джекмен, зовут Габриэль. По одной из версий, режиссеру Стивену Соммерсу просто не нравится имя Авраам, по другой - студия не добилась прав на персонажа. По данным сайтов, Габриэль - младший брат прославленного Авраама, но из фильма это не следует никоим образом. Это разделение классического персонажа с соммерсовским скорее хорошо, нежели плохо; сложно поверить, что буквально лет через пятнадцать из этого человека вырастет сэр Энтони Хопкинс, сэр Лоренс Оливье, Мел Брукс или Питер Фонда.

    Габриэль Ван Хельсинг, состоящий на службе у тайного ватиканского ордена, искореняющего всякое богопротивное зло во имя Отца и Сына, отправляется в Трансильванию. Четыреста лет назад король цыган поклялся, что пока его род не изгонит Дракулу со своих земель, его королевская душа вместе с душами всех его потомков будет маяться в чистилище, не достигая благословенных Врат. Ван Хельсинг едет помочь усталым душам, а заодно и последним потомкам рода - брату и сестре. К сожалению, брата, обладателя самого симпатичного лица в этой картине, практически сразу съедают. Ван Хельсингу достается в напарницы строптивая героиня Кейт Бекинсейл, вся в кудрях, которая ведет себя для опытной охотницы на вампиров весьма нелепо и при воздушной атаке невест Дракулы начинает метаться, нарезая круги по центральной площади в попытке спрятаться за кустом. К Ван Хельсингу прилагается комический Санчо Панса - низкорослый, но широкообразованный монах, отвечающий за автоматические пистолеты, заряженные святой водой. Эта малахольная троица отправляется уничтожать Дракулу вместе с его подручными.

    Это мог бы быть замечательный фильм, все предпосылки к тому были. Непозорный режиссер/сценарист Стивен Соммерс, сделавший двух вполне приличных "Мумий". Хью Джекмен, обладающий умным и печальным лицом преподавателя литературы, после "Людей Икс" ставший звездой жанра выскакивающих когтей. Кейт Бекинсейл, только что отснявшаяся в "Другом мире", где она играет дивной красоты вампиршу. И вся традиция мистического кино. Предполагалось, что Соммерс провел детство, перелистывая подшивки журнала "Знаменитые монстры кинематографа". А получив карт-бланш и бюджет на "Ван Хельсинга", сделал сценарий, опирающийся на классические хорроры тридцатых-сороковых - "Дракулу" с Белой Лугоши, "Франкенштейна" с Борисом Карлоффом, "Человека-волка" с Лоном Чейни-младшим. В триллере "Ван Хельсинг" все было чудесно - сюирикены на крупных планах, черные плащи, заставка студии Universal, обернувшаяся луной. Его жизнь, его работа, его проклятие. И все это на поверку обернулось лубочными картинками.

    Именно оттого, что в других руках эти ингредиенты превратились бы в нечто восхитительное, так обидно глядеть на этот парад упущенных возможностей. Диалогов и фабулы постеснялись бы авторы с трэш-студии "Трома". Бекинсейл красит губы помадой оттенка Plum Brandy и носит легинсы, заправленные внутрь сапожек на высоком каблуке, а лицо ее вернулось в состояние благоглупости, продемонстрированной в "Перл-Харборе". Монстр Франкенштейна, подобно пластиковому мальчику из "Искусственного интеллекта", ищет любви и человеческого тепла. Дети Дракулы, вокруг нежизнеспособности которых крутится основной сюжет, похожи на маленьких, необычайно хвостатых совят нежно-зеленого цвета и обитают в развешанных вдоль стен непрозрачных авоськах. Человек-волк лазает по стенкам, выглядит, как персонаж пятилетней давности видеоигры, принявший амфетаминов. Зачем-то есть мистер Хайд, взятый напрокат из "Лиги выдающихся джентльменов", с тарантиновской дыркой в руке. И даже невесты Дракулы - самая многообещающая роль, которая может достаться молодой актрисе, - злоупотребляют тушью для ресниц и пять минут думают, прежде чем кого-нибудь сожрать.

    Вся эта роскошь, посвященная "памяти папы", никак не может решить, чем она хочет быть, - майским развлечением, площадкой для драк или историей о победе добра над злом. Это редкий тип блокбастера, от которого невозможно испытать даже того незамутненного, полуфизиологического удовольствия, которое дают "Люди Икс" и "Лара Крофт", предсказуемые и в общем довольно глупые фильмы про Джеймса Бонда, Терминатора и Джулию Робертс. Несоответствующий картине пафос заставляет зрителя проявить ужасную кровожадность. Постоянно хочется, чтобы отрицательные герои врезали положительным чем-нибудь тяжелым между глаз. И что же это за кино такое про вампиров, где показывают только один укус, да и то в первые десять минут фильма.

    Поделиться