Воронеж. Льготы не действуют
Последние несколько лет в отношении льготников действует "джентльменское соглашение" между мэрией и перевозчиками, согласно которому последние обязывались безвозмездно провозить в большегрузном автобусе пять льготников, а в автобусах типа "ПАЗ" – двоих. Таким образом, пятерых или двоих в автобусах запускали, а остальных, пытавшихся отвоевать себе бесплатное место в автобусе, изгоняли. В прошлом году в связи с многочисленными жалобами воронежцев на непредоставление льгот в общественном транспорте, прокуратура начала предъявлять иски в районные суды на перевозчиков и выигрывать их. Позиция надзирающих органов проста: нравится кому закон или нет, но он должен выполняться. Как? Это не наш вопрос. Для этого есть городская и областная власть, чтобы просчитывать, думать, принимать решения и договариваться...
Как рассказал корреспонденту "РГ-Черноземье" один из владельцев маршрутных такси, проигравших в суде прокуратуре, он своим водителям дал устное указание в "часы пик" возить только пятерых льготников, а днем, когда автобусы ходят полузаполненными, – всех.
Одним словом, дилемма "возить или не возить" уже стала притчей во языцех. Горожане давно уже привыкли к перепалкам между кондукторами, зарплата которых зависит от выполнения "коммерческого плана", и льготниками, которым федеральное законодательство предоставило право бесплатного проезда. Недавно пришлось наблюдать весьма типичную сцену, как женщина лет 60, проникнув в битком набитую маршрутку (люди ехали в центр смотреть праздничный салют), заявила кондуктору, что платить не будет, потому что она – ветеран. "Ветеран чего?" – "Ветеран труда" – "У нас без ограничения провозятся только ветераны войны. А на всех остальных – только два места, и они у меня заняты". – "А вот прокурор сказал…" – После этих слов до того балагуривший парень-кондуктор буквально побелел и сказал много теплых слов в адрес льготников и защищающего их прокурора.
На днях маршруточники опубликовали своего рода "разъяснительное" обращение к воронежцам, где еще раз напомнили, что хотя, согласно законодательству, они должны получать компенсацию, однако никогда ее не получали. Из-за чего, по их словам, перевозки становится убыточными. По словам председателя общественного объединения "Гильдия перевозчиков" Виталия Поротникова, члены гильдии намерены подавать иски в суд: "Главная наша цель – установить правила игры".
В этой вялотекущей истории самый главный вопрос – "как?". Как сделать так, чтобы и законы выполнялись, и бизнес не стал разорительным? Потому что 450 тысяч льготников – это почти половина населения Воронежа со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Одним словом, вновь обострившаяся транспортная проблема свидетельствует о неспособности договариваться. Областная власть не может найти общий язык с мэрией, и две последние – с перевозчиками. А страдают, как всегда, люди.
комментарий
Юрий Низовцев, заместитель начальника главного управления по промышленности, транспорту и связи администрации Воронежской области:
- В Воронеже периодически обостряется вопрос по поводу перевозки льготников, и начинаются какие-то волнения. А причина, на мой взгляд, проста – отсутствие системы организации пассажирских перевозок в городе. Неизвестно, сколько сейчас в Воронеже работает подвижного состава, неизвестно точное число юридических лиц. Отсюда и проблемы с компенсацией за перевозку льготников. Как можно работать с 80 операторами? Их даже проконтролировать невозможно. Мы готовы работать с организованными перевозчиками – с теми, кто имеет собственную материально-техническую базу, подвижной состав в хорошем состоянии (а не автобусы, собранные из неизвестно чего), медицинскую службу и т.д. Удельный вес выделяемых Воронежу средств на компенсацию проезда льготников ровно такой же, как в районах области. Но в последних проблема перевозок не стоит так остро, потому что там пассажирские перевозки организованы гораздо лучше.