12.05.2004 01:30
    Поделиться

    Учебные перегрузки

    Чайно-кофейная пауза

    Не хотела бы я, чтобы этот номер газеты попался на глаза дочери. Чтобы она вдруг с удивлением обнаружила, как мне больно смотреть на ее уставшую за школьную смену физиономию, склонившуюся над тарелкой супа. На часах - три дня. А впереди еще минимум шесть часов учебной "каторги": домашние уроки к следующему дню и задания к подготовительным курсам в университет. В итоге: спать она сможет лечь только в полночь с горьким осадком, что половина дел так и не закончена. И следующий день не сулит продыха, и выходные - тоже, а в школе твердят свое: "Меньше гуляйте!" Им вынуждены вторить и родители: "Впереди поступление в вуз - это тебе не шутки! Без труда не выловишь..." И тому подобные банальности. В общем, полная безнадега, и, похоже, как с ней справиться сегодня, никто не знает.

    Чтобы облегчить жизнь своему ребенку, мы решили составить ей распорядок дня. Признаться, любопытная получилась бумажка. Итак, в распоряжении ученика одиннадцатого класса несколько часов - с трех дня до полуночи. Даже не считая предшествующую семичасовую школьную смену, это полноценный рабочий день. По полчаса на подготовку каждого предмета - около трех с половиной часов уйдет на школьное домашнее задание. Если преподаватель истории не потребует сделать дополнительное сообщение минут эдак на двадцать из малодоступных книжных источников, а учитель экономики - конспект тридцати страниц заумного учебника.

    Идем дальше. Хотя бы два часа в день отдай подготовке к курсам: иначе они не принесут ожидаемых результатов. Чтобы вместить в оставшийся "огрызок" дня еще и прием пищи, прогулку и гигиенические процедуры, пришлось пойти на ухищрения. К примеру, на ужин отвести 20 минут, на чайно-кофейную паузу - 10, а на прогулку с собакой - 5.

    Выдержать такой режим могут только очень упорные, если не сказать фанатично преданные идее получить хороший аттестат ребята. И при условии, что на подхвате будет взрослый, который по первому требованию принесет поесть прямо на рабочее место, сбегает в библиотеку за нужным пособием и разберет постель. Мне, например, пришлось, как и в первом классе, взять на время "ответственной работы" дочери отпуск. Один на один с непомерными нагрузками она выдержала только две недели. Потом вырвалась на свободу, два дня не делала уроков и не ходила в школу, а потом месяц мучилась угрызениями совести по поводу бездарно загубленных драгоценных для любого абитуриента дней.

    Двойная бухгалтерия

    Думаю, что найдутся родители, которые с удовольствием приковали бы своих избалованных недорослей к письменному столу наручниками. Ведь, что там греха таить, при желании и определенных коммуникативных (нужно уметь договориться с преподавателем) и манипулятивных (уметь вовремя достать "шпору") способностях в нашей школе можно существовать достаточно вольготно. Трудно приходится ответственным и принципиальным. А их, как показывают наблюдения за одноклассниками дочери, не так уж и мало.

    Около десяти лет назад, когда в стране, как грибы, стали появляться школы и гимназии нового поколения с самыми экзотическими названиями, количество факультативов, спецкурсов и других "надбавок" к учебной программе считалось показателем "крутизны" образования. Старались - кто во что горазд. Дети изучали историю мировой культуры и краеведение, азы танцевального искусства и певческого мастерства, истоки экономических кризисов и многочисленные склонения латинских существительных.

    Каким образом вся эта разноцветная смесь умещалась в расписание? На сей предмет есть несколько предположений. Одно из них - существование, так сказать, двойной бухгалтерии. Это когда в расписании - одно, а в дневниках - другое. То, что висит на стенке рядом с учительской, целиком соответствует санитарно-гигиеническим требованиям к школьному процессу. В соответствии с ними в первом классе максимальная нагрузка не может превышать 22 часов в неделю, а время на выполнение домашнего задания - 1 час в день. Эти цифры для второго класса: 25 и 1,5. В третьем и четвертом - 25 и 2. Пятом - 31 и 2,5. Шестом - 32 и 2,5. Седьмом - 34 и 3. Восьмом - 35 и 3. Девятом - 35 и 4. Десятом и одиннадцатом - 36 и 4.

    Получается, что при шестидневной рабочей неделе в среднем в одиннадцатом классе даже самой "навороченной" гимназии должно быть по шесть уроков. То есть как и двадцать лет назад. Однако где вы видели школы с таким щадящим расписанием? Наших учеников не удивишь ни восемью, ни девятью уроками в день.

    Черные субботы

    Более того, выходные дни по всем санитарным нормам для первоклассников - святое: только прогулки и культурный отдых. Но попробуйте заикнуться об этом учителям. Педагоги не имеют права задавать домашнее задание первоклашкам и все первое полугодие. Но разве где-нибудь это соблюдается?

    О том, что творится в школах, находящихся в угаре борьбы за престижную вывеску, думаю, подозревают и в образовательном ведомстве. Судя по аналитической справке, которую чиновники предоставили журналистам на "круглом столе" "Права ребенка в контексте демократического школьного образования", почти 64 процента опрошенных старшеклассников считают учебную нагрузку тяжелой и столько же далеко не всегда успевают выполнить домашнюю работу. И только у трети одиннадцатиклассников хватает сил пережить рабочий день.

    К сожалению, учеба в современной школе законодательно не приравнивается к труду. Поэтому, наверное, трудовая неделя, к примеру, вахтера по Трудовому кодексу не должна превышать 40 часов, а ребенок может вкалывать и все 50. Ведь он не работает, а учится.

    Все это, понятно, чиновничья демагогия. Усилий дети тратят порой не меньше, чем любой взрослый труженик. А в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса РФ подростки до шестнадцати лет могут работать не более 24 часов в неделю, а до восемнадцати - 36.

    Мы попросили специалиста прокомментировать ситуацию.

    комментарий

    Марина Степанова, заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, доктор медицинских наук:

    - Хотя идеологи модернизации российского образования много говорят о сохранении и укреплении здоровья детей, а это в первую очередь предполагает снижение учебной нагрузки, облегчения не наступает. Исследования последних лет, которые проведены в разных регионах и в бывших союзных республиках, показывают: учебная нагрузка - самый значимый фактор в формировании здоровья детей, помимо просторных кабинетов, удачного светового режима, регулярного проветривания. Причем установлено, что на начальном этапе именно нагрузка является, скажем так, пусковым механизмом, который определяет весь стиль жизни ребенка. Ведь если в школе большая нагрузка, то, как правило, и на дом задают много. Соответственно учебный день у детей среднего школьного возраста может растягиваться до пятнадцати часов. На старшей ступени положение полегче. Учащиеся научились приспосабливаться к нагрузкам, учат не все предметы подряд, а избирательно.

    Врачей беспокоит и другое. Школы перешли с трехлетнего на четырехлетнее начальное образование, а учебные программы не сократились. Там, где идет эксперимент по модернизации, второклассникам добавляют новые предметы: иностранный язык и информатику. И где же обещанная разгрузка? А ведь в школу сейчас приходят шестилетки. Поэтому первый класс должен быть в особенности щадящим. Приняв на бумаге наши рекомендации, чиновники от образования не торопятся их осуществлять. Да дело даже и не в них. Отечественные школы не в состоянии обеспечить выполнение того объема требований, которые зафиксированы в Санитарных правилах. Единственный плюс: базисные планы сейчас принимаются с учетом требований гигиенистов. Однако очень часто школа, что называется, тихой сапой проводит занятия, не включая их в сетку расписания. Существует практика нулевых уроков, факультативов, которые должны входить в объем предельно допустимой нагрузки, но не входят.

    Причем ни для кого не секрет, что учебные планы по сравнению с тем, что было два десятилетия назад, и так раздуты вдвое и даже втрое. Гигиенисты давно твердят о необходимости экспертизы образовательных технологий. Ведь очень часто различные учебные ноу-хау попросту противоречат психологическим и физиологическим особенностям детей. Многие школы объявляют себя "здоровьесберегающими". Но на сегодняшний день только одна программа и одна технология получили санэпидсертификат на использование в образовательных учреждениях. А по существующему закону в школах не должны применяться режимы и методики обучения, которые не имеют санитарно-эпидемиологического заключения.

    Поделиться