27.04.2004 02:20
    Поделиться

    Поселок против колонии

    Жизнь целого поселка определяют законы зоны

    Единственная в Калининградской области колония-поселение появилась в Славинске в 1995 году. Отличается она от остальных подобных учреждений тем, что осужденные находятся не за высоким забором с колючей проволокой, а живут в самом поселке и работают на территории Славинского сельского округа. Обычно сюда попадают, отсидев большую часть своего срока в какой-либо из тюрем области. Правда, если в тюрьме заключенного всегда ждет своя законная пайка, то здесь на прокорм они зарабатывают себе сами в бывшем совхозе, который с основанием колонии-поселения был переведен в ведение регионального Управления исполнения наказаний Минюста.

    - Раньше в Славинске был один из самых крупных и богатых совхозов области, - рассказывает исполняющая обязанности главы Славинского сельского округа Зоя Курчакова. - В 90-х годах он был передан в ведение МВД. Здесь собирались организовать свое подсобное хозяйство, чтобы продовольствием обеспечивать нужды учреждений регионального УИН. О создании колонии в Славинске речи вообще не шло, да к тому же селянам было обещано, что, несмотря на перемены, работой на полях и фермах они будут обеспечены в первую очередь. Жители согласились. А в итоге получилось, что население осталось практически без работы с соседями-осужденными. Вдобавок вместе с совхозным хозяйством УИНу передали все поселковые здания с коммуникациями, которые моментально пришли в упадок, так как содержать их учреждение не смогло.

    На тысячу местных 180 зэков

    - Это - сушилка для зерна. Давно уже не работает, - отвечает на мой вопрос об огромном производственном здании при въезде в Славинск мой провожатый - заместитель председателя Совета депутатов Гвардейского района Владимир Зехов. - А вон видите, труба торчит - это все, что от котельной осталось, которую на баланс УИНу передали... А от этой котельной, кроме жилых многоквартирных домов, отапливались школа и садик. Когда дети мерзнуть стали, мы в эти учреждения свои котлы поставили. А люди в нетопленых квартирах "буржуйками" до сих пор в холода греются... Есть у нас и свой "Дом Советов", как в Калининграде, - Дом культуры. В 1993 году его полностью отстроили, отделали на 99 процентов, осталось самое малое. Но тут ДК также передали на баланс колонии и остались от него "рожки да ножки": все, что можно было снять и разобрать, - все растащили...

    Несмотря на подобные очаги запустения, Славинск производит приятное впечатление: здесь много аккуратных, ухоженных домиков с побеленными деревьями за оградой. В центре - один из самых больших в области мемориалов, посвященных героям Великой Отечественной войны. В праздники к подножию памятника возлагают цветы школьники да проходятся маршем молодые солдатики одной из воинских частей, расположенной недалеко от Славинска. На ведущей к памятнику аллейке, усаженной соснами, валяется высохшая собачья голова и шкура. Местные жители поясняют: зэки едят собак - верят, что собачий жир и мясо спасают от туберкулеза....

    В маленьком поселке - около тысячи жителей и почти 180 осужденных. Первые ищут работу в Калининграде или Гвардейске - ближе нет, или стараются выжить за счет подсобного хозяйства. И против желания подкармливают и осужденных.

    У нас как в анекдоте: вчера посадили картошку, а сегодня ее выкопали, потому что кушать хочется. Только сажают картошку одни, а выкапывают другие.

    - У нас как в том анекдоте про чукчу, - говорит один из жителей Славинска Николай Левченко. - Чукча вчера посадил картошку, а сегодня ее выкопал, потому что очень кушать хочется. Только в нашем случае сажают картошку одни, а выкапывают другие. А вообще, тащат все, что можно утащить: птицу из курятников, припасы из подвалов, инструменты из сараев... Совхоз развалился, из нескольких тысяч голов скота осталось несколько десятков, поля зарастают, озимых только сто гектаров в этом году засеяли. Получается, не то что местным - самим осужденным работы не хватает в хозяйстве. А кушать всем хочется. Вот и выживают, кто как может...

    "Вечером боимся выходить на улицу"

    По центральной улице поселка не спеша, руки в карманах, дефилируют молодые мужчины. В центре Славинска, рядом с открытыми дверями столовой, их стоит целая группа, громко переговариваясь на блатном жаргоне. Долго гадать, местные это или зэки, не пришлось. Пока я беседовала с начальником колонии, чья "резиденция" аккурат напротив столовой, редакционной машине было оказано достойное внимание. Ее несколько раз обошли, внимательно осмотрели, а потом один из мужчин, наклонившись к открытому окну, спросил нашего водителя: "Ты, случаем, не из "семерки" (тюрьма в Гвардейске. - Ред.) будешь?"

    - Некоторые отбывают в этой колонии уже не первый срок, - рассказывает Николай Левченко. - Вот недавно иду по поселку, навстречу - осужденный, который вроде совсем недавно освободился, уехал из Славинска. Поздоровались, как старые знакомые. Он, оказывается, уже третью судимость погашает: сначала в обычной зоне, а остаток срока - здесь, на поселении... Причем все три раза за изнасилование сидит.

    - Мы боимся вечером выходить на улицу, - добавляет коренная жительница Славинска Ольга Левченко (однофамилица Николая). - Недавно местная девочка пропала. Еще раньше - мальчика на молочной ферме изнасиловали. В Ясеньском двух пожилых женщин убили. Знакомый недавно пустил к себе на квартиру кого-то из зэков, потом заикнулся об уплате, так его избили. На Пасху тут драка была большая. В общем, делают что хотят и где хотят. Вы думаете, что осужденные только по центральной улице ходят? Наоборот, стараются на ней меньше "светиться", потому что там начальство колонии находится. Буквально на днях один пьяный к себе в общежитие через мой сарай прошел. Чтоб начальству на глаза не попасться. Выломал несколько досок в стене и был таков.

    По словам Зои Курчаковой, осужденные живут по всей территории Славинского округа. Часть из них со своими семьями снимает квартиры у жителей поселка, остальные живут где угодно: на скотных дворах, в гараже, в поселковой бане... Если раньше Славинский сельский округ был одним из самых спокойных, то теперь драки, воровство и хулиганство явления здесь довольно частые. К тому же многие осужденные, отбыв наказание, из Славинска никуда не уезжают. Они остаются жить здесь, в основном без регистрации и без официального места работы...

    Что воля, что неволя...

    Другой взгляд на ситуацию у начальника исправительного учреждения ОМ 216/12 Александра Саламатова.

    - Проблема не в колонии-поселении. Я считаю, что обстановка искусственно нагнетается теми, кому, вполне возможно, не дают покоя 6 тысяч гектаров земли, которые принадлежат колонии, - говорит начальник колонии. - А осужденные - это те же жители Калининградской области, они не с Луны свалились. Зайдите в любой поселок и посмотрите, что осталось от бывших колхозов и что представляют собой местные жители. Они кроме самогонки ничего не видят. К примеру, когда я дежурил на Новый год, с осужденными проблем никаких не возникло. Зато местные устроили на дискотеке пьяные разборки, а за помощью прибежали не в милицию, а ко мне. Мы тут, получается, дополнительный отдел милиции для местного населения. Что касается мест проживания осужденных, то в Славинске это два общежития. И маршрут движения по территории поселка для них четко определен: центральная улица поселка и путь до производственных объектов, на которых они работают. За любое отклонение от маршрута мы их наказываем.

    С Александром Саламатовым не согласен участковый уполномоченный милиции Гвардейского района Евгений Шагоцкий, курирующий Славинский сельский округ.

    - Из этих 180 осужденных процентов 70 - наркоманы, - говорит он. - Тридцать сотрудников ОМ 216/12 просто не успевают отслеживать все нарушения в колонии. Так что я считаю, что протест славинцев против присутствия здесь осужденных вполне обоснован. В прошлом году, к примеру, было совершено 58 преступлений - краж, грабежей, убийств. Раскрыто 34 преступления, 14 из них совершено осужденными.

    Сейчас обе стороны пишут обращения в прокуратуру области, губернатору, уполномоченному по правам человека. Начальник колонии просит, чтобы глава Гвардейского муниципального образования принял всю поселковую инфраструктуру, так как денег на ее содержание не выделяется. А селяне просят убрать колонию и разрешить организовать территориальное общественное самоуправление округа, надеясь улучшить свою жизнь собственными силами и с помощью Европейского суда.

    Поделиться