22.04.2004 18:14
    Поделиться

    Казань. Помнят старые стены

    В ожидании приговора

    Отсчет истории гостиницы «Казань» местными краеведами ведется с 1835 года. Поручение прибывшему в Казань архитектору Фоме Петонди «отстроить дом не для семьи своей, а для гостиницы для приезжающих и для магазинов» дал чистопольский купец Герасим Семенович Мельников. С 1818 года он жил в Казани, в 1833-35 годах избирался городским головой. В сентябре 1835 года Мельников купил дом полковника Василия Страхова. Здание это соседствовало с домом жены Мельникова, который перешел ей в наследство от отца – Федора Ивановича Хворова, купца 3-й гильдии, старообрядца, дважды городского головы. Он умер от холеры в 1830 году. За год до смерти составил завещание, по которому «…дом мой каменный в приходе Николая Чудотворца Низского по Проломной улице угольный четырехэтажный отходил старшей дочери Наталье, что была замужем за Герасимом Мельниковым».

    Сооружение подземной галереи на «казанском Арбате» – улице Баумана – едва не привело к обрушению гостиничного здания. В ближайшее время будет решаться его судьба.

    Схалтурили проектировщики, не доглядели заказчики, блеснули исполнительностью строители: котлован под галерею вырыли на полметра ниже булыжников, служивших основой для фундаментов соседних домов. Рухнуло здание магазина напротив. У «Казани» строители подрылись под столбы фундамента – трехметровые кирпичные колонны, соединенные цокольными арками, на которых держится весь каркас. Под их тяжестью подрытый фундамент начал садиться, пошли трещины по стенам, просела парадная лестница. Строители, спохватившись, буквально утопили фундамент в бетоне, а недостроенную галерею «заморозили». В застывшей луже бетона «Казань» замерла в ожидании приговора.

    Мыслить значит сомневаться

    Фундамент поврежден многочисленными трещинами и не подлежит реконструкции. Это оценка инженеров-строителей, осматривавших здание и его подвалы. Специалисты, рассказавшие нам об этом, не имеют отношения ни к данному проекту, ни к заказчикам. «Несущая функция здания за полтора века утрачена, – говорят они, – ресурс полностью исчерпан. Выработали себя даже материалы, из которых построен дом – кирпич, цемент, штукатурка». Гостиница «Казань», протянувшаяся на целый квартал, – это не единое здание и потому что называется «ходит». Отсутствие между строениями деформационных швов сказалось бы рано или поздно. Чудо, что гостиница еще простояла полтора века. К эксплуатации в современных условиях здание непригодно по множеству причин: коридорная планировка не предусматривает коммуникаций (например, вентиляции) и элементарных удобств, сгнили бревна перекрытий, система дымоходов проходит не в несущих конструкциях. Сделать из нынешней «Казани» гостиницу категории «люкс» невозможно. Таково мнение не заинтересованных, а стало быть, действительно независимых экспертов.

    Однако городские власти мечтали построить именно гостиницу-люкс. И сделать это были намерены в «старых стенах»…

    Разрешения на снос «Казани» федеральные ведомства не дали – здание является историческим памятником. Куча денег, вложенных в строительство подземной галереи, надолго «замерзла», и летом 2005 года ни галерея, ни отель-люкс «Казань», по всей видимости, посетителей не примут.

    Если нельзя, но нужно, то можно

    Будут ли «Казань» отстраивать заново (по эскизам и фотографиям), или попытаются разместить новые, современное номера в устоявших старых стенах – решит проектировщик. Однако нет еще заказчика на проект. И денег тоже нет.

    Решением главы городской администрации весь комплекс зданий квартала, большую часть которого занимает гостиница, передан УКСом на баланс одного из муниципальных унитарных предприятий. То, в свою очередь, должно внести здания в уставный капитал заново создаваемого гостиничного комплекса.

    Чиновники и специалисты городских служб в комментариях сложившейся ситуации осторожны и сдержанны, хотя и глядят в будущее с оптимизмом. Например, Наиль Хасанов, первый заместитель префекта территории «Казанский посад», на которой расположен проблемный объект, заявил, что здание сноситься не будет – это однозначно. Здесь будет гостиничный комплекс с номерами «люкс», а на первом этаже – торговые помещения. Под комплекс полностью отдан весь квартал. Подземная галерея тоже обязательно откроется, но случится это к тысячелетию города или позже – этого вице-префект с определенностью сказать не смог. Конечно, хотелось бы… Он же отметил, что «Казань» неоднократно подвергалась экспертизам, все обследовалось, проверялось. Фундамент укрепили. «Казань» сохранилась, реконструкции подлежит. А еще, по его сведениям, к проекту проявляют интерес некие московские партнеры.

    Эльмир Султанов, директор унитарного предприятия, принявшего на баланс будущий гостиничный комплекс, тоже не рискнул определить сроки его пуска.

    – Совещания идут одно за другим, – сказал он. – Успеем ли к тысячелетию и кто возьмется за строительство, пока неясно. Но точно будем реконструировать, чтобы вернуть городу реликвию в соответствующем виде. Объект сложный, и инвестора и подрядчика найти непросто.

    По поводу того, подлежит ли «Казань» реставрации, директор заявил не колеблясь:

    – Это же памятник архитектуры. Поэтому подлежит – не подлежит, а будет реконструкция. Задача такая поставлена. Будем стараться. Есть уже конкретные фирмы, с которыми ведутся переговоры, но назвать их пока не могу.

    Заместитель главы Казанской администрации Фарит Ишмаков также облек свои сомнения в форму утверждения:

    – Будет ли гостиница отреставрирована к 1000-летию, неизвестно, сообщил он. – Но вид центральной улицы она портить не будет. Может, в полном объеме заработает. Может, наполовину. Может, только фасад сделаем. Вопрос финансирования еще не решен. Но есть фирма, готовая отреставрировать здание и эксплуатировать его впоследствии как гостиницу, с ней мы работаем уже полгода.

    По словам заместителя мэра Казани, главное сейчас – вложить в реконструкцию 50 миллионов долларов. У потенциальных инвесторов эта сумма есть, и раскошелиться они готовы. А изучение здания – дело проектантов. Изношенность «Казани» значения не имеет. Любое строение, были бы деньги, можно снести, укрепить, восстановить…

    Документального подтверждения того, что стены «Казани» могут простоять еще хотя бы год, надо думать, не существует. Во всяком случае, никто из заинтересованных собеседников не подкрепил ими свои оптимистичные прогнозы. Но и оптимизм, который сродни энтузиазму, проявленный людьми, облеченными властью и обремененными ответственностью не только за действия, но и за слова, тоже дорогого стоит. Тем более, что и рядовым горожанам хочется верить в то, что эти старые стены еще многим поколениям казанцев смогут напомнить о днях былых.

    Поделиться