16.04.2004 01:50
Поделиться

Новая беда российских дорог

Из тридцати девяти тысяч кузбасских автолюбителей, которые прошли в 2003 году медицинское освидетельствование в наркологических кабинетах области, у каждого седьмого выявлено наркотическое опьянение. Лидерами в этом списке числились три кузбасских города: Кемерово, Прокопьевск и Новокузнецк.

Еще лет пять назад такая статистика могла бы шокировать, сегодня для наркологов, сотрудников ГИБДД и судей это обыденная реальность. Бороться с автомобильной наркопроблемой половинчатыми методами нет никакого смысла, считают все заинтересованные лица. Здесь нужна жесткая система мер, которая бы позволяла предотвращать рост наркоманов за рулем. Например, кузбасские наркологи предлагают уже после первого положительного освидетельствования на наркотическое одурманивание лишать таких горе-автолюбителей водительских прав на год, их фамилии заносить в базу данных и в течение двенадцати месяцев проводить повторное освидетельствование. Если за это время экспертиза будет давать отрицательный результат, то через год реабилитированному автолюбителю возвращать удостоверение назад. Злостных же правонарушителей навсегда лишать водительских прав.

Надо сказать, что проблему роста числа наркоманов на дорогах Кемеровской области никто детально не анализировал. Может быть, причина кроется в том, что все больше материально обеспеченных людей употребляют наркотики? А может, наркотические и психотропные вещества в Кузбассе стали более доступными? Или в основе этой проблемы лежат иные причины, о которых наркологи даже и не подозревают.

Интересны статистические данные, которые предоставил кемеровский наркологический диспансер по работе кабинетов экспертизы за прошлый год. Например, за год из ста процентов направленных на медицинское освидетельствование водителей у 24,6 процента выявлено алкогольное опьянение, у 13,9 процента - наркотическое. Остальные либо отказались от освидетельствования, либо признаны трезвыми, либо у них зафиксированы функциональные нарушения (проблемы со здоровьем, усталость, стресс...). Что примечательно, в статистике отдельной строкой выделены представители таких профессий, как водители общественного транспорта - их из общего числа выявленных с наркоопьянением почти пять процентов, и сотрудники правоохранительных органов - 1,9 процента.

 

компетентно

Андрей Лопатин, главный нарколог Сибирского федерального округа:

- Если говорить честно, то кроме жестких мер против тех, кто садится за руль в состоянии наркотического опьянения, я просто не вижу. Ведь порой доходит до абсурда. В Кемерове был случай, когда одного наркомана в течение суток привозили в наркологический кабинет на освидетельствование двенадцать раз! У него заберут автомобиль на штрафстоянку и отпустят. А он садится в машину друга и опять гоняет по городу. За границей после второго раза он бы уже загремел за решетку.

Почему в Кузбассе растет количество автолюбителей, которые находятся за рулем в состоянии наркотического опьянения, на мой взгляд, есть несколько причин. Во-первых, в Кемеровской области уровень потребления наркотических и психотропных средств за последние годы значительно вырос. И не только у тех, кто садится за руль. В основном доминируют анаша, гашиш и героин. Реже - опий, морфий, экстези и ЛСД. Во-вторых, в Кузбассе появилось новейшее медицинское оборудование, что используется в наркологических кабинетах. Есть даже такое, которое по составу волос может определить, что за наркотик употреблял человек за последние две недели. И, наконец, по новому Кодексу об административных правонарушениях инспектор ГИБДД не имеет права на месте проводить освидетельствование правонарушителя. Он обязан доставить его в наркологический кабинет. Отсюда и рост в Кемеровской области числа автолюбителей, прошедших официальное медицинское освидетельствование в специализированных кабинетах.

Евгений Ильясов, начальник Управления информации и общественных связей ГУВД Кемеровской области:

- К любой статистике надо относиться критично. То, что в 2003 году в областном центре из числа правонарушителей, которые прошли медицинское освидетельствование, выявлены только водители общественного транспорта и сотрудники правоохранительных органов в состоянии наркотического опьянения, надо еще разобраться. Я много лет работаю в силовых структурах, но ни одного увлекающегося наркотиками офицера не встречал. Да, были люди, которые откровенно пили и даже спивались. Но такое можно встретить в любой профессии. Я считаю, что строка "сотрудники правоохранительных органов" в справке экспертизы достаточно расплывчата. Ведь сюда можно отнести и сотрудников милиции, и прокуратуры, и ФСБ, и судов...

А то, что водители такси употребляют наркотики, да еще непосредственно участвуют в их распространении - это ни для кого не секрет.

Кстати

Конгресс США примет к рассмотрению проект федерального закона, который позволит местным гаишникам выявлять наркоманов за рулем.

По данным департамента здравоохранения США, до 11 млн. американцев злоупотребляют наркотиками за рулем.

Новый закон даст полномочия блюстителям порядка проводить тест-проверку водителей при первом же подозрении на наркотическое опьянение. В настоящее время специалисты обсуждают процедуру выявления наркоманов и вырабатывают единые критерии для определения степени опьянения и момента наступления наказания.

В России еще даже нет четкого определения, что такое состояние опьянения. Предполагалось установить количество промилле в крови. Но законодатели на это не пошли.

Но и в этом случае наркоманы под статью об опьянении никак не попадали бы. К тому же выявить наркоопьянение сложно: на анализ требуются два дня.

Определение по клиническим факторам, к каковым относятся запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, всегда субъективно. И как быть?