15.04.2004 01:20
    Поделиться

    Духовная музыка идет в массы

    Архаика и авангард встретятся в Доме музыки

    Несмотря на свой "традиционный" профиль, все пятнадцать лет своей деятельности ансамбль участвовал в различных, порою даже весьма смелых актуальных музыкальных проектах. Так, их музыка звучит в спектакле Олега Меньшикова "Кухня", а руководитель ансамбля Андрей Котов раскрасил причудливыми, мистическими узорами сольный альбом авангардного рок-музыканта Леонида Федорова "Лиловый день". 18 апреля "Сирин" и Федоров выйдут на сцену "Воскресного концерта", где "русскую" составляющую поддержат духовик и песнопевец Сергей Старостин, а авангардную - джазмены из "Волковтрио". Корреспондент "РГ" встретился с Андреем Котовым на репетиции и расспросил о будущем концерте, а также о значении и месте духовной музыки в нынешнем культурном калейдоскопе.

    - В 1989 году, едва образовавшись, "Сирин" произвел настоящую сенсацию: ваши концерты неизменно проходили с аншлагами, о вас много говорили. Насколько изменилась ситуация за прошедшие пятнадцать лет? Не чувствуете ли вы кризиса внимания к своей работе и к своему направлению в целом?

    - Прошел бум популярности, который был во многом связан с перестроечным религиозным ренессансом. Зрителей у нас стало меньше, но зато они точно знают, на что они идут. Еще Покровский, выходцами из ансамбля которого был образован "Сирин", говорил нам: публика никогда не бывает виновата. Если ты поешь, а у тебя пустой зал или люди уходят, - значит, ты поешь плохо, и только. Потому что когда ты делаешь все как надо, человек сидит как прикованный и не может оторваться.

    Тягаться с пошлостью, лезть на радио и в телевизор, пропагандировать себя через встраивание в одну обойму с клюквой ей не пристало. Кстати, любопытно, что если почитать монастырские рукописи XV-XVI веков, то там описываются те же самые жалобы на то, что дурные песни во много раз популярнее душеполезных. Так что это вечная проблема.

    - Создается впечатление, что духовная музыкальная культура более пластична и сочетаема с другими музыкальными традициями, чем, скажем, рок-н-ролл. Как по-вашему, почему это происходит?

    - А потому что она отвечает на те вопросы о рождении, смерти, существовании Бога и первопричине мироздания, которые ставит перед собой любой, даже самый увязший в рутине человек. И в этом залог ее универсальности, об этом можно говорить на любом языке, в том числе и музыкальном; этим вопросам найдется место в любой, даже в самой кипучей и суетливой современности.

    - Вы не первый раз выступаете вместе с Федоровым, Старостиным и Волковым. Где же находится та "точка сборки", в которой могут сойтись музыкальный авангард, рок-музыка, народное и духовное пение?

    - Знаете, а в нас же самих. Мы музыканты, нам интересно то, что делает каждый из нас, мы все с легкостью понимаем друг друга и воспринимаем музыку, которую каждый из нас делает. За счет этой близости и происходит некая встреча; оказалось, что между нами нет никаких барьеров - ни культурных, ни цивилизационных. Все те "культуры", которые мы представляем, продолжают существовать в нашем общем вареве параллельно: на самом деле у каждого слушателя есть потребность в каждой из этих "музык" - и в духовной архаике, и в народных песнях, и в роке, и в импровизационном авангарде. В каждой из этих культур есть свое "сегодня", свое "сейчас", и мне кажется, что нас с товарищами объединяет способность прочувствовать и совместными усилиями протранслировать эту общую для нас "актуальность момента".

    - Вашему ансамблю отведена центральная роль в будущем действе?

    - Не думаю. "Воскресный концерт" - это стечение очень разных людей и жизненных философий. И мы представляем лишь один из потоков. К тому же Леонид Федоров и Сергей Старостин - солирующие личности, а мы ансамбль - у нас изначально другая роль. Быть может, цементирующая, но никак не центральная.

    - Название мероприятия отсылает к пасхальной теме...

    - На самом деле нет, просто зал Дома музыки нам достался в первое послепасхальное воскресенье, на Светлой Седмице. Конечно, будут исполнены пасхальные песнопения, но зацикливаться на них мы не собираемся.

    - Вам удалось расширить свою аудиторию за счет поклонников "Аукциона" и "Волковтрио" с тех пор, как вы с ними сотрудничаете?

    - Да, удалось (смеется). Прибавились зрители из "умных" ночных клубов - правда, весь ансамбль я туда брать не рискую, не те площадки.

    - Не тяжело исполнять такой репертуар в настолько несвойственной ему обстановке?

    -Нет, потому что я знаю, что я делаю и для чего. Христос тоже ходил не к праведникам, а к мытарям. И мне гораздо интереснее рассказывать свои истории новой публике, чем своей "профессиональной" православной аудитории, которая заранее знает, что я дальше скажу или спою.

    Поделиться