12.04.2004 00:15
    Поделиться

    Закрывается юбилейная "Золотая маска"

    Лев Додин, Петр Фоменко, Валерий Фокин, Эймунтас Някрошюс, Дэклан Доннелан - такому ареопагу позавидовал бы любой самый крупный европейский фестиваль. Добавьте к ним спектакли-фавориты московского сезона "Правда - хорошо, а счастье лучше" Сергея Женовача, "Мамапапасынсобака" Нины Чусовой, "Пленные духи" Владимира Агеева, безусловный "хит" "Золотой маски" - "Двойное непостоянство" Дмитрия Чернякова, два весьма серьезных спектакля Михаила Бычкова: в Санкт-Петербурге -"Нора", в Воронеже - "Зима", и картина российской театральной жизни предстанет весьма интенсивной, полнокровной и разнообразной.

    В номинации "Спектакль большой формы" битва будет не на жизнь, а на смерть. Медленная, глубокая и необычайно аскетичная работа питерского мэтра Льва Додина вызвала в Москве серьезные споры. То, что в Петербурге смотрится как откровение мастера, поставившего, свой, возможно, самый "чеховский" спектакль, в Москве восприняли как холодную традиционную режиссуру. Безусловный московский фаворит - спектакль Сергея Женовача "Правда - хорошо, а счастье лучше" - тоже победа традиционного театра. Но "теплая", если не сказать "горячая" игра актеров Малого театра Василия Бочкарева, Людмилы Поляковой, Евгении Глушенко, простодушное "морализаторство" Женовача-Островского рафинированным московским театралам оказались ближе холодного додинского психоанализа.

    Между двумя этими глыбами разместился опус Эймунтаса Някрошюса "Вишневый сад" - апология российского садомазохизма: пять часов непрекращающейся истерики с блестящими актерскими работами Инги Оболдиной в роли Вари и Евгения Миронова в роли Лопахина. Между двумя этими работами выбрать будет непросто. Примерно в таком же соотношении находятся Сергей Женовач и Нина Чусова. Спектакль Валерия Фокина "Ревизор" в Александринке как раз предлагает соединить традицию и новаторство в театральном сознании современников. Но этот идеологический порыв губит спектакль. Он оказывается предельно искусственным и натужным, теряя непосредственность человеческого и театрального высказывания.

    Пожалуй, единственный спектакль "большой формы", который не образует никакой пары и никакого контекста, - "Египетские ночи" Петра Фоменко. Он стоит на отшибе сезона, ибо в центре его - проблема творчества как такового. Возможно, именно поэтому он имеет все шансы стать лауреатом "Маски".

    Поделиться