03.04.2004 00:00
    Поделиться

    Москва увидела "Москву-Берлин"

    Так получилось, что начинают и завершают основную экспозицию две женские работы. Встречает зрителя видеоинсталляция Марины Абрамович "Герой", а провожает инсталляция Ребекки Хорн "Высокая луна". Абрамович родилась в Югославии, а теперь живет в разных европейских странах, Хорн родилась в Германии, работала в Америке, а потом вернулась на родину, то есть обе - гражданки мира.

    "Герой" посвящен отцу Абрамович, после его смерти остались только фотографии и ордена, выданные ему как национальному герою. Эти "останки" и лежат в витрине рядом с экраном, на который проецируется изображение самой Марины, сидящей на белом коне и держащей в руках белый флаг. Пишут, что это флаг надежды и обновления. Но можно подумать, что это флаг капитуляции человека перед неизбежной тщетой жизни.

    "Высокая луна" - сложнейшая и завораживающая инсталляция: из двух огромных стеклянных воронок, формой напоминающих женскую грудь, по системе тонких шлангов течет красная жидкость, очень похожая на кровь, шланги подведены к двум висящим на тросах винтовкам, которые время от времени прицельно выстреливают красной жидкостью, в финале - друг в друга.

    Между этими двумя работами, которые только жестокосердного не заставят вздрогнуть, а ленивого не понять их смысла, - три сотни произведений искусства, свезенных из разных музеев мира. И почти каждое из них значительно.

    Описывать и толковать все эти произведения искусства второй половины прошлого века - никакой газете места не хватит. (Зато два тяжелейших тома каталога делают это в высшей степени основательно.)

    Сгруппированы все триста с лишним произведений в девять тематических разделов: "Возвышенное", "Травмы войны", "Эхо 68-го", "Мифологии" и т.д. В каждом разделе произведения художников разных стран и художественных стилей состоят в диалоге, дискуссии. Оказывается, что, например, "Возвышенное" - это и цветные квадраты абстракциониста Йозефа Алберса и "Слава павшим героям" соцреалиста Федора Богородского.

    Еще в выставочных залах есть экраны, на которых демонстрируют фильмы, тоже по разделам: "Закат эпохи сталинизма", "Оттепель" и новое немецкое кино", "Тарковский и Фассбиндер". И еще есть раздел "Хроника" с репортажными фотографиями и кинодокументалистикой всех пятидесяти описываемых выставкой лет.

    Подробно просмотреть все это, прочитать про это и понять - серьезный труд, может и непосильный, что в конце концов и неважно. Важно только хоть раз остановиться. Например, перед инсталляцией Ильи Кабакова "Человек, улетевший в космос из своей комнаты", и не просто поглазеть на мусорную и жалкую комнатушку с катапультой в центре и огромной дыркой в потолке, но еще прочесть по-платоновски зачаровывающий текст о жизни обитателя этой комнатушки. А если не прочтешь, то и сердце не защемит, от жалости к несчастному безумцу.

    Эта кабаковская инсталляция - настоящий шедевр, такой же, как несколько фотографий из знаменитейшей серии Бориса Михайлова "История болезни". Герои ее - бомжи, снятые шокирующе откровенно, но не тупо натуралистиченно, а с недоступной нам в повседневности истинно христианской любовью. Несчастные на фотографиях вовсе не жалки, а величественны в своей ущербности и уязвимости, как будто увидены они не нашими замусоренными глазами, а чистым оком того, кто действительно всех любит.

    Вообще странно, что выставка, которую заранее считали сложной, провокативной и интеллектуальной (потому что она показывает современное, считающееся холодным и расчетливым), оказалась (или мне показалась) насквозь пронизанной тревогой, болью, страхом и растерянностью перед сложностью и трагизмом мира. Неожиданно, но пафос этой выставки - примирение. Разных стран, идеологических систем, эстетик и художников разных масштабов.

    И как-то даже неловко рассматривать такой грандиозный и высокозатратный (материально и интеллектуально) проект критически - того, мол, кураторы не учли, а тут вот ошиблись, а можно было сделать по-другому. Частные замечания тут ничего не решают. Кураторы проделали работу, к которой невозможно отнестись без уважения и благодарности, потому что она потребовала от них чрезвычайных усилий и части жизни.

    Два с половиной года трое русских и трое немецких исследователей искусства работали над грандиозной задачей - показать полувековую историю двух стран через искусство этого времени, через художественные образы эпохи. Они собрали огромный материал и сделали честные интеллектуальные усилия, чтобы осмыслить собранное. В результате получилась выставка - событие, равного которому Москва еще не видела. Может быть, в Париже или Нью-Йорке, как, честно говоря, и в Берлине, такая выставка была бы только одним из нескольких больших проектов года. Но у нас выставки современного искусства такого масштаба еще не было.

    Как оценят ее зрители, наверное, и не так важно. Гораздо важнее, что зрителям была дана возможность такую выставку оценить.

    Поделиться