31.03.2004 00:40
    Поделиться

    Криминалитет прижился в школе

    "Класс природоведения" был приватизирован аккурат в День знаний - 1 сентября 1997 года.

    Я, конечно, не случайно беру слова "класс природоведения" в кавычки. Так называется он по документам. На самом же деле бывший "класс" - отдельно стоящее (метрах в пятнадцати от школы) двухэтажное каменное зданьице с прилепившимся к нему деревянным скелетом школьной теплицы. Здесь дети когда-то выращивали цветы, лук и укроп для своей столовой.

    Но в последние годы "класс природоведения" превратился в "призрак оперы". И, разумеется, стал обузой.

    Тут-то, как по волшебству, в кабинете тогдашнего директора школы Татьяны Шибаевой и появился поселковый предприниматель и казачий атаман Виктор Бовкун. С шикарным предложением: готов, дескать, купить вашу обузу под офис казачьей станицы аж за шесть миллионов пятьсот тысяч рублей (по курсу тех лет - около тысячи долларов).

    Так бывший "класс природоведения" стал собственностью атамана Бовкуна. Правда, со станицей что-то не заладилось. Года три атаман просто проживал в домике со своей семьей. Отремонтировал его за свой счет. И вдруг... съехал. А в домике с комфортом обосновалась местная братва.

    Вот тут-то школа и застонала. А вместе с ней и все село. Гордое слово "положенец" вошло в лексикон каждой семьи, где есть дети. Потому что братва немедленно взяла школу под контроль.

    Все беды, как водится, достались уже новому директору школы Татьяне Копыловой. Пришли они к ней в кабинет, можно сказать, своими ногами в виде делегата от "общака" Александра Марушина (фамилия изменена). "Бывший ученик, бросил школу в седьмом классе", - машинально отметила про себя Татьяна Леонидовна, которая раньше вела в школе английский язык. Вспомнила, что в селе Сашки не было видать уже лет пять: он исчез после того, как на помойке милиция обнаружила обезображенный труп водителя лесовоза. Уголовное дело так и превратилось в "висяк", а сам Сашка не так давно вернулся в село. И теперь предстал перед ней во всей своей красе:

    - К нам тут вчера приходили из милиции, - дипломатично начал Марушин, - и попросили помочь вам навести в школе порядок. У вас ведь тут, кажется, проблемы? А они всегда к нам обращаются, когда у них что-то не получается.

    Марушина директор погнала в шею. Еще и не таких гоняла из школы. Ибо братки, как только въехали в "класс природоведения", начали тусоваться в учебном заведении как у себя дома:

    - Спускаюсь на первый этаж, а там в вестибюле этих "положенцев" человек пятнадцать. Вокруг малышня - с открытыми ртами стоят, слушают, как "правильно" жить. В общем, жизнь в школе забила ключом. Мальчишки стайкой прямо из школы начали бегать в "класс природоведения". Учителя честно пытались найти альтернативу: организовали в школе "мальчишеский комитет". Бесполезно. Узнав, кто в комитете председатель, братва тут же назначила его "смотрящим по школе". Измученные жители села впервые поставили вопрос о бывшей теплице на сельском сходе перед прибывшим в Де-Кастри главой Ульчского района Виктором Колесняком. Через год на таком же сходе напомнили еще раз о проблеме. Только ничего не изменилось. Кроме одного. Можете себе представить, каково было изумление жителей села, когда "штаб-квартира" братвы преобразовалась... в молодежную общественную организацию Ульчского района "Варяг"! Именно так зарегистрировали местные братки свою деятельность в Главном управлении Минюста РФ по Хабаровскому краю.

    - Нас тут небось не спрашивали, что за ценности эти "варяги" пропагандируют, - буркнул в ответ на мой вопрос заместитель главы районной администрации Олег Шереметьев.

    Попытки "обмена ценностями" Олег Леонидович оставил после знаменательного случая на бензозаправке, когда местная пацанва попыталась толкнуть ему бензин по подозрительно низким ценам.

    - Ребятки, вы ж его, поди, своровали? - приступил к воспитательной работе Олег Шереметьев. - Вы разговариваете с заместителем главы администрации Ульчского района.

    - А щас отстрелю тебе все, - немедленно парировали "ребятки" из машины с номерами Комсомольска-на-Амуре. - Мужик, тебе че, больше всех надо?

    После всех разговоров я не могла не побывать на улице Горной, дом 1а. Именно здесь располагается молодежная организация "Варяг". В бывшем "классе природоведения" мирно отдыхали пацаны не школьного возраста. На стене висела икона Богоматери (размером поменьше) и плакат эротического содержания (размером побольше). Вмятая в угол двуспальной кровати подушка с грязной наволочкой ненавязчиво указывала на суровый быт нормальных пацанов.

    - Посмотришь телевизор, почитаешь газеты - сколько силовых структур, оказывается, в стране! ОМОНы, СОБРы - ну где же они все? Все сосредоточено в больших городах. Ну так и задавили бы уже давно это гнездо в Комсомольске-на-Амуре. Не секрет ведь, что оттуда осуществляется "прямое руководство" криминалитетом нашего района, - говорит мне источник в районной администрации. - Вы бы видели, как тихо здесь стало, когда умер глава комсомольского "общака" Джем! Все наши "положенцы" ходили растерянные, тише воды, ниже травы. Пока не поставили преемника.

    Лидия Титова возглавляет де-кастринское молодежное объединение "Надежда". В прошлом - учитель музыки в декастринской средней школе и про трудных пацанов говорит: "Они все мои, и бросить их я не могу". То, что делает Лидия Сергеевна, наверное, и называется "взять братков под крыло и внушать им свои ценности". Но от смешения ценностей самой Лидии Сергеевны у меня, признаюсь, просто голова пошла кругом.

    - Раньше-то у нас в селе было три группировки: "положенцы", "спортсмены" и "центровые", - говорила она мне. - Бились они не на жизнь, а на смерть. А теперь "варяговцы" навели порядок, никто в селе не бузит.

    Вот это как раз и есть "жизнь по понятиям". Только кто кому внушает свои ценности, - большой вопрос.

    Поделиться