23.03.2004 02:40
    Поделиться

    В Польше возрождают старые бренды

    Предприниматель Збигнев Боянович из городка Бялобжег выкопал свой бизнес буквально из-под земли. Воткнул в саду лопату - что-то заскрежетало. Оказалось, чудом сохранившаяся бутылка с этикеткой "Роло-кокта". Тотчас накатили воспоминания: как в детстве нравился этот темный, сладкий напиток. В конце шестидесятых годов он был польским (социалистическим) ответом на американскую кока-колу.

    Пан Боянович зарегистрировал товарный знак, привлек на помощь научно-исследовательский институт, похлопотал о рекламе, теперь дешевая рола-кокта раскупается в мгновение ока. Ее пьют и дедушки, и бабушки, и внуки.

    Предприниматель Дариуш Рудницкий случайно попал на слет ветеранов польских мотоциклов, производство которых было прекращено сорок лет назад. Воочию убедился, что мотоциклисты тоскуют по марке "Юнак" (350 кубиков, с характерным глуховатым выхлопом) - ни дать ни взять польский "Харлей". Молодежь мечтала о такой машине, но ее цена по тем временам была, увы, не доступной. Подавляющее большинство из 90 тысяч тех мотоциклов шла на экспорт.

    Рудницкий поехал в Щецин, где в конце пятидесятых годов выпускали мотоциклы, и приобрел права на марку и скромную архивную документацию за 150 тысяч злотых (четыре злотых эквивалентны одному доллару). Но прототип "Юнака" из заводского музея никто и ни за что не хотел продавать. Вскоре предприятие обанкротилось, а музейный мотоцикл бесследно исчез. Однако Даруш не пал духом. Обладая правами на товарный знак, он заприметил на одной из выставок корейский мотоцикл, напоминающий "Юнака". Несколько месяцев ушло на переговоры. Корейцы в конце концов согласились на продажу в Польше своих мотоциклов, но под маркой "Юнака". И вот уже раскуплена первая тысяча машин. У предпринимателей, решивших реанимировать производство растворимого кофе "Магаро", было немало сомнений. Но они вскоре развеялись. Даже молодежь стала выстраиваться в очередь за этим кофе. На вопрос "Почему?" ответили так: "В каждом доме до сих пор хранятся для хозяйственных нужд коробки из-под того кофе. Все в семье помнят, насколько вкусным он был".

    Одна из французских фирм попробовала восстановить производство старых марок водки, решив облагородить их лимонными и апельсиновыми добавками. Увы, номер прихода, как говорится, со своим молитвенником в чужой монастырь не прошел. Покупатели отдали предпочтение "чистой водке" и даже послевоенной сивухе, производство которых наладили польские предприниматели.

    Больше всего хлопот доставляет присвоение товарного знака. В ПНР никто не забивал себе голову формальными проблемами, тем более что изделия той же самой марки производились несколькими предприятиями. Патентное управление не могло за всем уследить. Из-за этого особенно много проблем возникает сегодня при приватизации брендов. Случается, что никто не обращает внимания на товарный знак, забывая о том, что его стоимость может достигать 90 процентов стоимости всего приватизируемого предприятия.

    По мнению психологов, старые марки бесспорно облегчают вхождение товаров на рынок, увеличивая ряды покупателей. Их возраст, к слову, особой роли не играет. Как установили социологи, охотнее всего покупают товары из времен ПНР те, кому сейчас 45 и более лет (40-50 процентов из всех опрошенных). На втором месте (20-23 процента) поляки в возрасте 18-24 года, то есть те, кто рос и воспитывался в условиях рыночной экономики. Содержимое кошелька тоже без разницы: ново-старые товары охотно приобретают как бедные, так и богатые.

    Эксперт в области стратегического маркетинга Бартломей Серафинский убежден, что речь идет не только о коммерциализации былых сантиментов. Это гораздо более широкое явление. Люди опасаются того, что в результате процессов глобализации весь мир заполонят одни и те же товары. Для того чтобы это не случилось, необходимо, по его мнению, обращаться к традициям и местному патриотизму, что, собственно, и делают сейчас польские предприниматели.

    Поделиться