03.03.2004 01:30
    Поделиться

    Госпиталь для ветеранов

    Штучный товар

    Но центр не только принимает пациентов со всей России. У него есть филиалы во всех федеральных округах. Специалисты центра выезжают в российскую глубинку и бесплатно проводят высокотехнологичные, дорогостоящие операции. Местные врачи получают уникальную возможность освоить и тиражировать эти технологии в будущем. Уже состоялись такие "врачебные десанты" в Читу, Тамбов, Томск, Смоленск, Нижний Новгород, Воронеж. Итог - сотни бесплатных операций по мировым стандартам, сотни обученных местных врачей.

    О Пироговском центре уже немало писали. Далеко не всегда со знаком плюс. Нередко звучат упреки: "Сюда брошены такие огромные деньги... А ведь чем дальше от Москвы, тем беднее медицина, в сельской местности и вовсе нет достойной службы здоровья. Не лучше ли раздать деньги в отдаленные регионы, вложить их в другие больницы, чтобы и в глубинке предоставить современную медицинскую помощь?"

    На первый взгляд доводы убедительные и справедливые. И редакционная почта буквально кричит, что далеко не все могут попасть в столицы, что им недоступно качественное лечение. Особенно если это касается стариков, инвалидов.

    Сегодня надо честно признать: и медицина высоких технологий, и люди, ими владеющие, - товар штучный и очень дорогой. Ни в одной стране мира уникальные операции и уникальное высокотехнологичное лечение не проводятся в сельской больнице. Для этого создаются специальные центры. Дешевыми они быть просто не могут. Конечно, не все они должны иметь московскую прописку. И одно из предназначений Пироговского центра, как я уже отмечала, - тиражирование высоких технологий, обучение кадров на местах, распространение уникального опыта. Не везде, а в тех регионах, где для этого есть свои предпосылки.

    А что же делать остальным? Этот вопрос следует адресовать региональным властям, ведь движение к медицине мирового уровня должно идти с двух сторон: из центра в виде знаний и из региона в виде условий для реализации этих знаний. Одному государству сие не под силу. Поэтому идет реформа обязательного медицинского страхования, исследуются возможности привлечения дополнительных источников финансирования здравоохранения. Это реальность, хотим мы того или нет.

    Уникальное лечение бесплатно

    У нас традиционно о ветеранах, об инвалидах войн вспоминают по определенным датам. Стыдно и обидно. Тем более что их осталось-то немногим более 700 тысяч, а 374 тысячи - инвалиды Великой Отечественной войны. Стыдно, что многие из них живут в коммуналках, что пенсия ниже прожиточного минимума, что не на что купить лекарства, поскольку бесплатные или льготные препараты, по сути, есть только в Москве.

    И вот теперь для ветеранов войн, для инвалидов открылся Национальный госпиталь имени маршала Жукова. Он создан на базе Пироговского медико-хирургического центра, а значит, все его уникальные медицинские технологии доступны и пациентам госпиталя. Доступны бесплатно. Здесь продумана каждая мелочь, каждый рубль вложен в человека, в охрану его здоровья. Все сделано так, чтобы пациент почувствовал и заботу, и уют, а главное - получил самое современное лечение.

    ... Сорокалетний Петр Шендаров живет вместе с матерью на нищенскую инвалидную пенсию в Руднянском районе Смоленской области. Петр прошел по полной катушке Афган, был контужен и наделен всем букетом афганских болячек. Лечился не единожды, но без видимых результатов. А вот теперь из Смоленского госпиталя для ветеранов вместе с другими инвалидами его привезли прямо сюда - в Национальный госпиталь имени маршала Жукова. Лежит Петр в отдельной палате со всеми удобствами (других здесь нет). Он открывает холодильник, чтобы показать мне, какими йогуртами, какими фруктами его кормят. "Если бы мне сказали, что я в такой госпиталь попаду, что будут так лечить, ни за что бы не поверил. Я уже в стольких больницах был..."

    Анна Николаевна Бердова - ветеран труда. Живет в подмосковном Серпухове. У нее умер муж, трагически погиб единственный сын. Передвигается Анна Николаевна на костылях: несколько лет назад по месту жительства ей не совсем удачно провели протезирование тазобедренных суставов - не было в той клинике всего необходимого для такой операции. И вот теперь здесь ее готовят к высокотехнологичной операции. Надеются, что сможет она бросить костыли.

    Владимир Данилович Малоедов приехал в госпиталь в стареньком пиджаке, на котором все его награды. Мне он с особой гордостью показывал медаль "За оборону Москвы". Солдатом прошел Малоедов через брянские леса. Теперь болячки замучили. В Брянске к ветерану, мягко говоря, предвзятое отношение. Вышел Малоедов в начале 90-х из компартии, и руководство области, исповедующее, по-видимому, до сих пор "партийные" принципы распределения привилегий, не привечает, со слов Владимира Даниловича, опального ветерана, не обеспечивает положенными ему по закону льготами. Но Владимир Данилович полон оптимизма. Радуется своей одноместной палате, говорит, что на новом месте даже давление перестало скакать.

    Супругов Клавдию Дмитриевну и Анатолия Сергеевича Сутоватовых поместили в двухместной палате. Ефрейтор Клавдия в мае 1945 года расписалась на стене Рейхстага. Подполковник Анатолий Сергеевич служил в войсках НКВД. Живут супруги в Рязани, у них трое детей, три внука, два правнука. Увы, передвигаются с помощью палок.

    - Мы лечились во многих больницах, надоели всем со своими хворями, - говорит Клавдия Дмитриевна. - Сюда попали из Рязанского госпиталя для ветеранов. Там хорошие врачи, сестры. Но условия - сами понимаете. Возможности совсем другие. А потом как в сказке: за нами приехала "скорая", привезла прямо сюда. Мы тут уже больше недели, нам столько всяких исследований сделали, столько специалистов нас посмотрели, а мы все никак не привыкнем: может, это просто сон...

    Как же попасть в этот госпиталь? Не за всеми же приезжает "скорая помощь" и доставляет прямо к госпитальным воротам?

    - Пациенты попадают к нам по квотам Минздрава РФ, по направлениям региональных органов управления здравоохранением, - отвечает исполнительный директор Пироговского медико-хирургического центра, член-корреспондент РАМН Константин Лядов. - Ветераны не могут, не должны стоять в очереди на госпитализацию. Из регионов они поступают к нам с нормально подобранной схемой лечения. Но на местах нет тех возможностей, которые есть здесь. Ведь центр многопрофильный. К тому же мы заключаем договора с другими специализированными центрами - такими, как сердечно-сосудистый имени Бакулева, онкологический имени Блохина...

    - Откуда деньги на такую медицину и такой комфорт?

    - Во-первых, нужно грамотно тратить бюджетные деньги. При рациональном использовании их не так уж и мало. Кроме того, мы активно работаем в системе обязательного и добровольного медицинского страхования. Ведь многие предприятия готовы заключать договора на обслуживание своих сотрудников, если вы докажете, что за те же деньги предоставите им больше услуг. Ну, и наконец, у нашего центра есть два разных подразделения. Одно - коммерческое, рассчитанное на тех, кто готов заплатить за особо комфортные условия. Вот эти три источника и помогают на столь же высоком уровне содержать бесплатное подразделение: 700-коечную больницу и госпиталь для ветеранов войн. Уровень медицины и тут, и там абсолютно идентичен: ведущие специалисты центра курируют оба подразделения. Мы живем в условиях рынка, поэтому для обеспечения качественной и бесплатной медицинской помощью ветеранов и мало обеспеченных людей необходимо использовать все законные возможности и источники.

    - Кто дал имя госпиталю? - спрашиваю президента Пироговского центра, академика РАМН Юрия Шевченко:

    - Перебрав много имен, в том числе и великих военных российских медиков, мы остановились на выдающемся сыне России, маршале Жукове, - говорит Юрий Леонидович. - Удивлены? Георгия Константиновича всегда отличало трепетное отношение к медикам, к медицине, к раненым и страждущим. Кроме того, для наших пациентов - ветеранов Великой Отечественной, да и для всех воевавших - маршал Жуков олицетворяет победу.

    Старость - наше будущее

    Не побоюсь в который раз повторить: о государстве судят по тому, как оно относится к детям и старикам. Кто-то скажет: опять красивые слова. Сегодня в стране нет денег, а потому пенсии еще долгие годы будут обрекать наших стариков на нищету. Наверное, так и будет, пока не осознаем: государство - это мы, это каждый из нас. А старики - это наши родители, наши дедушки и бабушки, это, наконец, будущее каждого из нас.

    Очень хочется, чтобы у всей страны и каждого ее жителя было достойное будущее, а старость не ассоциировалась с горем. Что такое возможно не только в мечтах, подтверждает Национальный госпиталь для ветеранов войн имени маршала Жукова.

    Поделиться