02.03.2004 07:00
    Поделиться

    Недружественное поглощение предприятий

    Экономика растет, и хочется говорить о хорошем. Но рост не такой, каким мог быть при совпадении векторов развития у всех участников бизнес-сообщества. Появились структуры, специализирующиеся на захвате предприятий с целью перепродажи или перепрофилирования. Заводские цеха и научные лаборатории превращаются в склады и офисы, развлекательные центры и торговые площадки. А может, так и надо? Насколько опасна тенденция "передела поделенного", с которой все чаще сталкиваются добросовестные предприниматели? Об этом мы беседуем с вице-президентом Торгово-промышленной палаты России Владимиром СТРАШКО.

    - Владимир Петрович, как известно, слияние предприятий практикуется давно, успешно и повсеместно. В чем особенность нашей ситуации?

    - В цивилизованных рыночных условиях неэффективный собственник рано или поздно подобру-поздорову уступает свои активы более предприимчивому и умелому хозяину. И это правильно. Иное дело, когда "глаза завидущие и руки загребущие" хотят завладеть привлекательным бизнесом не для его дальнейшего развития, а очередной спекуляции, порождающей ликвидацию рабочих мест, перепрофилирование или закрытие производства. В последнее время увеличилось число корпоративных конфликтов, связанных с установлением контроля над компаниями путем недружественного поглощения. Об этом можно судить по числу писем по данному вопросу в ТПП как выразителю интересов бизнес-сообщества. Так, в 2003 году каждое четвертое обращение предпринимателей, которое было рассмотрено нашим консультационным пунктом, было связано с недружественным поглощением предприятий. В январе текущего года - каждое второе. Жалуются, как правило, на незаконные, по их мнению, судебные решения, действия правоохранительных или контролирующих органов.

    Как показывает анализ имеющихся материалов, проблема недружественного поглощения имеет две основные составляющие: определенное несовершенство законодательства и наличие в подобных процессах признаков противоправных действий.

    - Каждый случай особенный или есть нечто общее?

    - Конечно, каждый случай особенный. Но сейчас уже отработаны целые технологии по захвату предприятий. Типичным сценарием захвата является ситуация, когда находится миноритарный акционер, который предъявляет иск предприятию, суд выносит определение о принятии мер по обеспечению иска, затем признает недействительными решения руководства захваченного предприятия либо подтверждает полномочия сформированных "захватчиками" параллельных органов управления. При этом по законодательству суд имеет право наложить арест на активы предприятия или определить другие обеспечивающие иск меры.

    С выходом в 2002 году Закона о несостоятельности (банкротстве) значительно сократилось использование означенной процедуры для передела собственности, в т.ч. заказные банкротства. Однако проблема не снята. Требуется дальнейшая доработка этого Закона и ряда других законодательных актов.

    Речь идет об изменениях процедуры принятия решений по обеспечительным мерам в связи с исками, вызванными корпоративными конфликтами, уточнении признаков составов преступлений "неправомерные действия при банкротстве" и "преднамеренное банкротство". Требует корректировки существующий порядок созыва внеочередных собраний акционеров, принятия на них решений о формировании органов управления акционерного общества и целый ряд других. Как правило, параллельно с банкротством начинается скупка акций предприятия. Поскольку многие предприятия зарегистрированы в форме закрытых АО, в которых свободная купля-продажа невозможна, а акции распределены среди членов трудового коллектива, скупка ведется через оформление договоров дарения. Причем в процессе банкротства цена акций, как правило, падает. После скупки контрольного пакета акций процесс банкротства предприятия в суде приостанавливается по желанию "заявителя".

    Особую опасность представляет втягивание в корпоративные конфликты судебных, правоохранительных и контролирующих органов, представителей государственного аппарата, ответственных за выработку и принятие явно необоснованных решений.

    На февральском совещании председателей арбитражных судов РФ довелось слышать, что не исключены случаи, когда рассмотрение дел превращается в процесс купли-продажи нужных решений, когда юридическая квалификация теряет свой смысл. Четверть жалоб, поступивших в Высший арбитражный суд на "неэтичное поведение судей" в 2003 году, признана обоснованной. Зачастую недружественный захват предприятий осуществляется на основе подложных и сфальсифицированных документов. Недавно мы направили в Генпрокуратуру попавшее в Палату письмо с поддельной подписью зам. Генпрокурора. Такие вот методы. Известны случаи, когда в региональных судах организуются массовые судебные иски от людей, которые даже не знают о существовании предприятий, с которыми они судятся.

    - Какие объекты являются наиболее уязвимыми?

    - Те, что "поцентральнее", с готовой развитой инфраструктурой. Не случайно много обращений о недружественных поглощениях поступает из Московского региона. По информации Мосгордумы, только из-за отсутствия законодательных ограничений по скупке акций город теряет по нескольку предприятий в день, а, по данным правительства Москвы, в столице сейчас около сотни различных компаний, которые активно скупают акции промышленных предприятий, в основном для их перепрофилирования.

    Основными объектами поглощений в настоящее время являются магазины, небольшие предприятия, объекты городского транспорта, строительного комплекса, НИИ, цехи, использующие труд инвалидов. Ряд объектов в центре Москвы был захвачен, как указывалось в поступивших в ТПП заявлениях, по заказу одного банка по решениям одного и того же судьи из далекого сибирского города.

    К числу методов, которые при этом используются, относятся скупка акций с использованием шантажа, угроз и подкупов, инициирование процедуры банкротства, скупка долговых обязательств, противоправное использование доступа к реестру акционеров.

    После приобретения контроля над бизнесом следует ликвидация или перепрофилирование поглощенного предприятия. Как следствие - массовые увольнения, безработица. Рост социальной напряженности, социальные конфликты - это самые негативные последствия захвата предприятий.

    - На заседание правления ТПП о социальной ответственности бизнеса в Палату приезжал Президент России. Что дальше?

    - Информация о негативных процессах, связанных с недружественными поглощениями, доложена президентом ТПП России Е.М. Примаковым Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Было дано соответствующее поручение Генеральной прокуратуре и Минюсту. Генеральная прокуратура, по материалам, поступившим из Палаты, возбудила 10 уголовных дел, предусматривающих ответственность за вымогательство, мошенничество, самоуправство, злоупотребление полномочиями, фальсификацию доказательств и другое. В связи с существенными нарушениями норм одна из судей Абаканского городского суда лишена полномочий. В отношении ряда должностных лиц Службы судебных приставов Москвы назначена и проводится служебная проверка. Осуществляется также прокурорская проверка в отношении наиболее активных инициаторов недружественных поглощений.

    - Десяток уголовных дел и одна судья на фоне приведенной вами статистики - капля в море. Да и нет в УК статьи с ответственностью за недружественное поглощение, а только за "сопутствующую" ему уголовщину. Стало быть, потенциальная жертва сама должна проявлять бдительность?

    - Разумеется, в коллективах, где собственник контрольного пакета проявляет заботу не только о своем кармане, а исправно выплачивает дивиденды другим акционерам, поддерживает на должном уровне зарплату, соблюдает финансовую дисциплину, вовремя платит налоги, аккуратно ведет делопроизводство, имеет серьезную юридическую службу, соблюдает все необходимые формальности, труднее сформировать "пятую колонну". Не каждая структура может себе позволить содержание службы безопасности или квалифицированных юристов. Малому и среднему бизнесу помогают региональные и федеральная торгово-промышленные палаты.

    Между тем

    "За последние три года мы столкнулись с валом недружественных поглощений, - сообщила депутат Мосгордумы Ирина Рукина. По ее данным, в результате оказалась утерянной почти треть легкой промышленности города, столько же - хлебопекарной. Закрываются предприятия бытового обслуживания, научные институты и прочие организации, признанные "нерентабельными" из-за того, что находятся на дорогой земле, цена которой, к тому же, постоянно возрастает. Таким образом, недружественный приобретатель, купив предприятие за бесценок, через несколько лет сможет многократно повысить свою прибыль за счет субаренды, а вовсе не производства. В итоге страдает городская промышленность, и наносится ущерб интересам жителей столицы. За 10 лет в городе утеряно более 500 детских садов, при том, что в оставшихся наблюдается дефицит мест. А город вынужден вкладывать огромные средства в строительство новых объектов инфраструктуры, так как не имеет возможности вернуть себе прежние, перепрофилированные под сауны, казино и т.д. В связи с этим Мосгордума предпринимает постоянные усилия по борьбе с недружественными поглощениями. Принято постановление о запрете перепрофилирования предприятий, существует законопроект по определению промышленной зоны Москвы. По замыслу столичных законодателей, промышленные предприятия города должны быть привязаны к территории, что должно предотвратить распространенную ситуацию, когда предприятие приобретается не для развития производства, а для извлечения дохода из земли, на которой оно расположено.

    Поделиться