25.02.2004 05:00
Поделиться

Все запущено

Законопроект устанавливает особенности и порядок принятия государственными органами и органами местного самоуправления решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности исходя из критериев целесообразности, адекватности, осуществимости и эффективности.

Основным требованием законопроекта является обязательное публичное обсуждение и экспертиза независимыми экспертами федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, законов субъектов РФ, нормативных правовых актов исполнительных органов местного самоуправления. То есть при создании нового правового документа разработчикам для начала придется доказать его полезность.

Утверждать или отклонять новые правовые документы будет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Согласно законопроекту Минюст сможет регистрировать проекты законов и другие нормативно-правовые акты только при наличии положительного заключения уполномоченного органа, основанного на результатах проведенной экспертизы. Для проведения экспертизы через некоммерческие организации будут привлекаться эксперты.

Все они должны быть независимыми. Назначаться эксперты будут методом случайной выработки, и их смена будет производиться каждый год. Деньги за работу эксперты будут получать из бюджета по гражданско-правовым договорам. Им предстоит проводить проверку документа в 20 сферах государственного регулирования и контроля. Прежде чем заключения экспертов попадут в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, их рассмотрят экспертно-консультативные советы, которые предполагается создать при Правительстве РФ и исполнительных органах субъектов РФ. В эти советы будут входить представители власти, Центробанка и некоммерческие организации, представляющие интересы предпринимателей и потребителей, например, РСПП и ТПП. Для того чтобы эксперты не выносили решений, исходя из собственных интересов, законопроект предполагает создание комиссии по выявлению конфликта интересов.

И еще один момент: в новом законопроекте ревизии и отзыву могут быть подвергнуты и действующие законы, и подзаконные акты не старше пяти лет.

За новый законопроект отвечают два исполнителя: Минэкономразвития РФ и Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). По мнению Михаила Дмитриева, новый законопроект является мощным инструментом воздействия, который позволит блокировать любое необоснованное ограничивающее воздействие на бизнес.

Однако чиновники МАП высказывают ряд концептуальных замечаний, в частности, что закон слишком общий и декларативный. По их мнению, закон, пытаясь защитить от произвола чиновников, фактически создает параллельно бюрократическую систему принятия решения. Просто дублирующая процедура состоит не из чиновников, но построена она по таким же принципам и подобию. МАП не против закона, но считает, что надо вносить поправки в уже действующие законы.

Кому законопроект понравился, так это бизнес-сообществу. Представители Торгово-промышленной палаты и объединения малого и среднего бизнеса выразили готовность хоть сейчас приниматься за экспертизу законопроектов.