18.02.2004 00:00
    Поделиться

    Сафаров: щедрый импорт

    - Из чего вообще складывается этот триллион? Мы все больше продаем иностранцам нефти?

    - Нефть, конечно, дает свои отчисления. Но сегодня больше приносит в казну импорт, и потому в последние годы платежи от него намного превышают платежи от экспорта. Сравните сами. В 2002 году таможня перечислила в бюджет 12,5 миллиарда долларов от импортных операций и почти вдвое меньше - 6,2 миллиарда - от экспортных. В 2003 году соответственно 15,2 миллиарда и 9,6 миллиарда долларов.

    Таможня, как зеркало, отражает экономические процессы. Сегодня в стране потребительский бум, люди хотят покупать качественную бытовую технику, одежду, обувь, продукты питания. Чем больше этих товаров поступает из-за границы, тем выше отчисления в бюджет.

    Что касается экспортных пошлин, то сегодня мы экспортируем в основном газ, нефть, нефтепродукты, металл, лес. Правительство внимательно следит за объемами вывоза этого стратегического сырья. Не случайно экспортные ставки довольно часто меняются. В 2004 году, например, средняя цена на нефть марки urals прогнозируется в размере 22 доллара за баррель. В 2003 году она была выше - 26,8 доллара. От цены на нефть зависит и ставка вывозной таможенной пошлины. Возьмем природный газ, который на ура идет за границей. В этом году Правительство повысило вывозную таможенную пошлину на газ с 5 до 30 процентов. Естественно, что перечисления в бюджет по данному налогу возрастут в шесть раз.

    Такие биржевые товары, как никель, золото, другие драгоценные металлы, тоже поднялись в цене на мировом рынке на 20-30 процентов. Увеличился объем экспорта, значит, выросли пошлины, потекли деньги в бюджет.

    - Какие импортные товары выгоднее всего ввозить?

    - С точки зрения таможни - механическое и электрическое оборудование, которое в совокупности дает 22 процента платежей.

    На втором месте по доходам - ввоз в страну наземного транспорта (10 процентов платежей). Из продуктов питания - это мясо (5,1 процента) и сахар (4,3 процента). Вообще за 10 лет многое изменилось: если раньше к нам везли сигареты, то теперь завозят табак для производства сигарет. Вместо готовой заграничной колбасы - сырье для ее изготовления. И так далее.

    - В этом году ГТК предпринял попытку навести порядок в сфере "серого" импорта самых популярных товаров - бытовой и электротехники. Теперь ведущие мировые производители будут оповещать таможню обо всем ассортименте товаров, отправляемых ими в Россию, и отпускных ценах на них. А уже на основании этих данных импортеры будут платить пошлины. Как отреагировали на это предприниматели?

    - Согласились, что без таких мер "серость" не победить. Сегодня 95 процентов рынка бытовой техники и электроники известных марок (это около 7 тысяч наименований) в России "держат" от 10 до 20 операторов, аккредитованных в Москве. Это представительства таких компаний, как LG, "Самсунг", "Панасоник", "Сони", "Тошиба". Всего нам известно триста компаний, работающих на этом рынке. Всем добросовестным налогоплательщикам таможня готова предоставить "зеленый" коридор. Остальных будем жестко проверять.

    Очень важно вывести из "серости" и такой распространенный товар, как косметику и парфюмерию. Например, эти товары из Франции, Англии, Италии, Америки поставляют пять крупнейших операторов, которых мы знаем. Но есть масса неизвестных фирм, которые везут продукцию под известными марками. В парфюмерной группе товаров, кстати, более 3 тысяч наименований. Но есть духи, допустим, от Пьера Кардена, сделанные во Франции, есть "Пьер Карден", который по лицензии изготавливается на китайских парфюмерных фабриках, а есть духи, которые разливаются в китайских подвалах. Таможенная же стоимость указывается одна, самая низкая. Получается, что с одной стороны страдает бюджет, не получая реальные деньги, а с другой - потребители. Покупая "французские" духи с рук, люди получают всего лишь обычную воду с отдушками.

    - В свое время много писали о том, что при ввозе алкоголя, табачных изделий, легковых автомобилей импортеры сознательно занижали их стоимость. Как теперь обстоят дела?

    - По алкоголю мы добились 100-процентного декларирования. Контрабанда - 0,02 процента. При председателе ГТК Михаиле Ванине создан экспертный совет, который состоит из представителей 20 крупнейших компаний, поставщиков алкогольной продукции, контролирующих 85 процентов российского рынка. Совет собирается раз в месяц, оперативно решает вопросы по урегулированию спорных вопросов.

    Или возьмем легковые автомобили. Последние 10 лет больше чем по 60 тысяч долларов машины на границе не декларировались. Сегодня производители самых дорогих машин несерийного производства аккредитованы в России и объявляют настоящую цену своим лимузинам - по 300 тысяч долларов, и по 500 тысяч, и по 600 тысяч. С этих сумм и идет уплата пошлин. Был период, когда сигары декларировались по цене 0,02 цента. Где вы вообще такие сигары видели? Сегодня их таможенная стоимость увеличилась в разы.

    Кстати, на 2004 год задание ГТК по взысканию акцизов на 4 процента превышает цифры предыдущего года. И тут тоже сработали меры по улучшению качества таможенного администрирования.

    - Вот вы уже в который раз говорите "администрирование" и в то же время утверждаете, что новый Таможенный кодекс содержит либеральные по мировым меркам нормы. Как это сочетается?

    - Под администрированием я понимаю прежде всего меры, направленные на борьбу с занижением таможенной стоимости, недостоверным декларированием товаров, с "серым" импортом. Несмотря на либеральные процедуры таможенного оформления, никто у государства его функции контроля не отнимал. Пока есть риск нарушения таможенного законодательства при оформлении товаров, мы, опираясь на кодекс, будем применять к ним жесткий контроль - устанавливать специальные места декларирования, при необходимости применять досмотр.

    Теперь давайте посмотрим, что же либерализовал кодекс. До 3 дней сократил сроки таможенного оформления. Предупредил возможные конфликты, связанные с непринятием таможенной стоимости товаров. Теперь импортер, представив денежное обеспечение - депозит, банковскую гарантию, поручительство, залог, может забрать свой товар. Раньше в подобной ситуации тот томился на складе ровно столько, сколько посчитает инспектор. Вместе с тем новый Таможенный кодекс приблизил нас к международным стандартам, упрощающим финансовые отношения таможенников с импортерами. Изменения коснулись сроков уплаты таможенных платежей при ввозе, введено понятие авансовых платежей. Все эти меры направлены на сближение таможни с добропорядочными предпринимателями.

    Поделиться