17.02.2004 03:36
    Поделиться

    Рынок сливочного масла

    Сокращение производства отечественного масла компенсируется ввозом из-за рубежа. За десять месяцев 2002 года Россия импортировала 85,2 тысячи тонн животного масла, произведенного в 25 странах мира. На протяжении последних нескольких лет на российском рынке превалирует новозеландское сливочное масло, которое составляет 40 процентов импорта. Новозеландское масло, согласно данным пресс-службы Госстандарта России, поставляется в Россию на протяжении 25 лет.

    Кстати, признанными лидерами в области производства сливочного масла во всем мире считаются Украина, Франция, Германия, США и Индия. Причем в Россию самые крупные партии сливочного масла ввозятся не только из Новой Зеландии, но и с Украины - 11 процентов импорта, и Финляндии - 17 процентов. Причем особенно много фасованного масла нам поставляет Финляндия - почти 60 процентов. А вот 80 процентов масла 72,5-процентной жирности мы получаем из Украины.

    Что же касается экспорта сливочного масла из России, то он невелик. Российское сливочное масло поставляется более чем в 12 стран, причем наибольшее количество вывозится в Казахстан, а также в Белоруссию, Узбекистан, Армению, Монголию и другие страны.

    В Финляндии среднедушевое потребление сливочного масла тройку лет назад составляло 4,6 килограмма, а маргарина - 8,6 килограмма. В России же в то же время среднедушевое потребление и масла, и маргарина составило соответственно по 2,4 килограмма. Правда, маргарин отечественного производства используется в основном для приготовления пищи, а импортный - для добавления в готовую пищу и для приготовления бутербродов. В целом объем рынка сливочного масла в России составляет около 347,7 тысячи тонн, а объем рынка маргарина - 351,4 тысячи тонн.

    Что касается цен на сливочное масло, то в прошлом году оптовые цены на сливочное масло колебались по всем районам РФ от 42 рублей до 104 рублей за килограмм.

    Самыми крупными районами - производителями продукции считаются Приволжский и Центральный федеральные округа. В первую пятерку крупнейших регионов - производителей сливочного масла входят Татария, Краснодарский край, Башкирия, Новосибирская и Белгородская области.

    Постоянно растущие цены на молочное сырье, обусловленные снижением его производства, увеличением стоимости кормов и другими причинами, породили ситуацию, при которой производство натурального сливочного масла и других молочных продуктов в России стало невыгодным.

    Проблема, возникающая у производителя сливочного масла, заключается в способе снижения его цены до средней, установившейся на рынке.

    Способ решения этой проблемы был найден примерно 5 - 6 лет назад. Снижение цены при частичной замене молочного жира в масле может достигать 50 процентов по сравнению с натуральным и может быть реализовано за счет дешевизны самого заменителя, а также за счет количества заменяемого молочного жира, которое может достигать 85 процентов.

    И все же ситуация на российском рынке сливочного масла сложилась весьма парадоксальная, когда отечественные производители масла уже не хотят, но вынуждены его изготовлять. В настоящее время в России практически не осталось маслодельных заводов, где бы изготовление сливочного масла являлось основным видом деятельности. Более того, отечественный производитель прилагает все усилия для того, чтобы избежать выпуска полноценного масла, не содержащего иных, кроме молочных, жиров, потому что его изготовление в настоящее время для подавляющего числа предприятий нерентабельно. К тому же выработка масла полностью зависит от сезонности производства молока. Так, максимальное месячное производство молока почти в 3 раза превышает минимальное. Немалым тормозом для дальнейшего наращивания собственного производства выступает и нужное нам сегодня импортное сливочное масло.

    И все же в последнее время появились положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса России. Выросло производство масла в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Основная причина - повышение спроса населения на качественное отечественное масло, а также доверие к продукции местных изготовителей.

    Поделиться