09.02.2004 04:00
    Поделиться

    Доллар пошел на рынок

    Министры финансов стран "большой восьмерки", собравшиеся здесь, в течение двух дней решали, какой быть валютной политике. Когда после активного мозгового штурма финансисты разъехались по домам, вице-премьер Алексей Кудрин и глава российского Центробанка Сергей Игнатьев, принимавшие участие во встрече, тоже покинули солнечный курорт и сменили его на город, где растаявшие снежные сугробы превратились в грязные реки.

    Прошедшие два дня были жаркими - дело не только в погоде, но и в остроте дискуссий о состоянии мировой экономики и курсе валют. К этой встрече европейцы готовились особенно активно.

    Принятое на предыдущем мероприятии в Дубае в сентябре прошлого года заявление о большей гибкости при курсообразовании привело лишь к катастрофическому падению доллара - несмотря на то что решение было направлено в первую очередь против попыток Японии и Китая сдержать рост национальной валюты по отношению к американской. США сетовали тогда на то, что из-за фиксированного курса китайского юаня, заниженного по отношению к доллару, и валютных интервенций на поддержание иены Японии увеличивается их импорт и сокращается экспорт, что приводит к гигантскому дефициту текущего платежного баланса. "Совершенно ясно, что нам не удалось найти нужных слов в Дубае", - оправдывался на нынешней встрече французский министр финансов Франсис Мер.

    В Бока-Ратоне у европейцев нашлись и слова, и аргументы для того, чтобы финальный документ "восьмерки" "снизил температуру переживающих лихорадку финансовых рынков, но одновременно не остудил мировую экономику". Франция, Германия и Италия пытаются добиться от США принятия мер для того, чтобы не допустить дальнейшего падения курса доллара по отношению к евро. Чтобы подбодрить коллег накануне встречи во Флориде, министр финансов США Джон Сноу тоже сделал некий шаг навстречу и заверил коллег по "восьмерке", что администрация Джорджа Буша намерена сократить гигантский дефицит, грозящий дестабилизацией мировой экономики. Обнадеженные европейцы восприняли намерение американцев с неподдельной радостью. Огорчало их, скорее, другое - нежелание американцев обуздать евро. Тем более что Сноу, с одной стороны, говорил о том, что "сильный доллар - это национальный интерес", а с другой стороны, не скрывал своей позиции: курсы валют должны определяться свободным рынком, а не вмешательством правительств. Эксперты же отнеслись ко всем демонстративным шагам американцев с известной долей скептицизма, считая, что отмеченное в коммюнике заявление о нежелательности для экономического роста нестабильности валютного курса вряд ли будет воспринято как немедленное руководство к действию со стороны США. В любом случае неофициальная политика слабого доллара будет продолжена Вашингтоном вплоть до ноябрьских президентских выборов, считают они.

    Европейцам так и не удалось противостоять американцам и пришлось принять позицию Сноу. В результате в коммюнике было отмечено, что "корректировка курса должна основываться лишь на рыночных механизмах".

    Конечно же, судьба доллара и евро ничуть не меньше волнует и россиян. Несмотря на заявление в Довиле о том, что Россия в "восьмерке" теперь будет "сидеть без приставного стула", в дискуссиях о колебаниях валют российский министр финансов Алексей Кудрин по-прежнему не принимал участия. Хотя, по его словам, "на этой сессии Россия поставила рекорд по числу дискуссий, в которых принимала участие, если не считать довильской встречи". Впрочем, "восьмерка" не считает Россию самым большим раздражителем в проведении валютной политики в отличие от Японии и Китая. Участников встречи больше интересовало, что намерена Россия предложить в деле борьбы с финансированием терроризма. Этой теме в первый же день было посвящено отдельное заседание, которое прошло за рабочим ужином. Алексей Кудрин начал свой доклад с произошедшего накануне теракта в московском метро. Все присутствовавшие выразили россиянам искренние соболезнования. Джон Сноу заметил, что "терроризм - это глобальная угроза, и все народы мира должны бороться с ним сообща".

    За два с половиной года, прошедших со времен теракта в США, было выявлено 104 организации и 294 человека, связанных с движением "Талибан", группировкой "Аль-Каиды" и Усамой бен Ладеном. Заморожены активы на 136 миллионов долларов. Таковы итоги борьбы с финансированием терроризма, отметил итальянский министр финансов Джулио Тремонти. Единый рецепт, который предложила "восьмерка", уже известен и опробован - это замораживание счетов, перекрытие подозрительных каналов перевода денежных средств, внедрение системы борьбы с отмыванием и финансированием терроризма в странах, где такой структуры нет. Россия же выступила с инициативой создания региональной группы в рамках ФАТФ, координирующей работу в Центральной Азии. Эту идею поддержали МВФ, Всемирный банк, США, Великобритания. Уже на следующей неделе в Москве пройдет семинар по этой проблеме. "Мы готовы выделить техническую помощь и финансирование для внедрения систем в этих странах", - заявил Кудрин.

    Наша страна готова предоставить помощь и в борьбе с производством наркотиков на территории Афганистана. "Но главное решение проблем - создание рабочих мест в этой стране и других источников средств для ее жителей, поскольку сегодня продажа наркотиков является основным доходом населения", - заметил российский вице-премьер. Как известно, Россия - крупнейший кредитор Афганистана. По условиям Парижского клуба, наша страна должна списать 80 процентов задолженности, после чего она составит чуть более 2,5 миллиарда долларов. "Тем не менее конкретных договоренностей по урегулированию долга по Афганистану пока нет", - сказал Кудрин после встречи со своим афганским коллегой.

    Что касается задолженности Ирака, то, по словам российского министра финансов, за последние полгода произошли серьезные изменения в структуре долга. Побывавший в России глава временного совета Ирака высказался за возможность продолжения ряда контрактов, которые были у российских компаний. Кстати, объем добычи нефти в этой стране уже вышел на уровень два миллиона баррелей в день. Ряд принципов погашения иракского долга предложил во время приезда в Москву и спецпредставитель США Джеймс Бейкер. "Все это уже первые шаги по решению проблемы иракского долга", - считает Кудрин.

    Правда, на заседании "восьмерки" иракский министр финансов Мубаддир аль-Кейлани заметил, что у возглавляемого им комитета по управлению долгом нет всей информации, которая позволяла бы вести конкретный диалог с кредиторами. Он так и не смог назвать оценочный размер иракского долга и той его части, которая приходится на долю России. По российским же оценкам, задолженность Ирака составляет больше 8 миллиардов долларов без скидок. "Но мы применим скидки и для иракского долга. Правда, этот вопрос пока обсуждается", - пообещал Кудрин.