06.02.2004 16:16
    Поделиться

    Курск. Казенная смута

    Уже месяц продолжается "шоковая терапия", примененная курской властью (законодательной и исполнительной солидарно) к учреждениям, финансирующимся из областного бюджета.

    В законе об областном бюджете на 2004 год, который был принят, подписан и опубликован в последних числах декабря, появилась новая норма о том, что доходы этого бюджета формируются в том числе за счет доходов от предпринимательской деятельности, получаемых бюджетными организациями и учреждениями. Раньше средства от платных услуг каждое учреждение накапливало на своем спецсчете в банке, и эти приработки позволяли ему выживать в условиях хронического бюджетного недофинансирования реальных потребностей. А тут началось что-то невообразимое...

    5 января из областного комитета финансов руководителям бюджетных учреждений было разослано письмо, обязывающее их уже завтра, 6 января, "закрыть счета, открытые в банках для зачисления средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", а средства перечислять на счет областного бюджета по реквизитам комитета финансов, то есть в областное казначейство. Спецсчета были немедленно заблокированы, и даже те, у кого имелись какие-то средства, лишились возможности ими пользоваться. Ну а какое бывает в январе финансирование из бюджета, известно. Многие учреждения культуры, здравоохранения, образования оказались на грани полного безденежья...

    Руководители учреждений начали бегать по начальственным кабинетам, завалили областную Думу письмами-стонами, прошла целая серия ведомственных и "надведомственных" совещаний по этой искусственно созданной проблеме. В нервотрепке прошли недели, и перед журналистами, наконец, появился главный курский финансист - заместитель председателя правительства области Эдуард Мосолов. Конечно же, он успокаивал прессу, а через нее и бюджетников. Мол, ничего страшного не происходит, просто осуществляется переход на казначейскую систему исполнения бюджетов, причем исключительно с благой целью усиления контроля за расходованием средств, заработанных на имуществе области, и обеспечения максимальной прозрачности всех финансовых ресурсов. Средства от предпринимательской деятельности, сказал он, будут учитываться отдельно, только на счете не в банке, а в казначействе, и учреждения, как и раньше, смогут свободно использовать их при наличии сметы, согласованной и утвержденной, вот и всеЕ

    Контроль контролем, прозрачность прозрачностью, но, наверное, эту затею и надо было начинать все-таки с создания четкого механизма возврата денег, заработанных учреждениями себе на жизнь. А о каком механизме можно говорить, если комитеты Думы (по здравоохранению, например) до сих пор шлют губернатору официальные обращения с просьбой отдать соответствующие распоряжения. Только что появилось постановление правительства области, но оно без Думы не может решить коренных вопросов по бюджетному финансированию. Шли разговоры о том, чтобы немедленно созвать внеочередное заседание Думы, а закончились тем, что дата его до сих пор не определена. Может, депутаты соберутся в середине февраля, а может, и позже. А время идет, жизнь каждый день требует денег, которых нет...

    Мало того, что при переходе на казначейскую систему из-за неподготовленности вопроса, непродуманности курские власти посеяли великую "бюджетную смуту". Самое страшное: руководители многих учреждений, получив через свои комитеты контрольные цифры их финансирования в 2004 году, с ужасом обнаружили, что под видом казначейского контроля у них просто-напросто изымают в бюджет самостоятельно заработанные средства. Во-первых, это противозаконно, и сейчас в Курске из рук в руки, как листовки, передаются выписки из российских законов, гарантирующие бюджетным учреждениям самостоятельность в распоряжении такими средствами. Да, Бюджетный кодекс РФ (ст.42) оговаривает, что доходы учреждений от предпринимательской деятельности отражаются в доходах соответствующего бюджета, но ведь отражать и изымать - это разные вещи. А в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 25 февраля 1998 года "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" со ссылкой на статью 298 Гражданского кодекса РФ говорится яснее некуда: "...при разрешении споров следует исходить из того, что доходы и приобретенное на эти доходы имущество, учитываемое на отдельном балансе, не могут быть изъяты у учреждений по решениям комитетов по управлению имуществом или других государственных и муниципальных органов, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению". Но в законах и в подзаконных актах куряне читают одно, а наблюдают совершенно другое...

    Вот какая интересная ситуация сложилась, например, в Курском базовом медицинском колледже. В прошлом году это учебное заведение имело 11 миллионов рублей: 5 выделялось из областного бюджета, а 6 заработали сами, в основном на платном обучении. На этот год план - 6 миллионов всего, то есть фактически бюджет сбрасывает колледж со своей шеи: сколько зарабатывали, столько вам и будет. А здесь, между прочим, только на зарплату требуется около 9 миллионов... Схожая ситуация в киновидеофонде, в драмтеатре, в других учреждениях. Одно только здравоохранение, как высчитали депутаты областной Думы и написали губернатору, теряет 78 миллионов рублей. В каждом конкретном случае цифры, конечно, разнятся, но суть одна: денежки будут наши, проблемы ваши и выживайте сами, как знаете!..

    Поделиться