02.02.2004 03:40
    Поделиться

    ЕГЭ в Питере

    Уже в июне текущего года сорока пяти тысячам выпускников школ (даже элитных) предстоит обязательная сдача одного из предметов - русского языка методом тестирования. А приемные комиссии государственных вузов обязаны будут засчитывать баллы ЕГЭ по русскому языку, предъявленные абитуриентами, в том числе из любого региона России. Что касается результатов ЕГЭ по другим предметам, питерским вузам дано право сформировать перечни, по которым они будут пересчитывать баллы тестирования в экзаменационные оценки.

    На бурном совещании в Смольном вице-губернатор Сергей Тарасов изложил аргументы "за": 65 регионов страны уже все равно включились в эксперимент, не к лицу Питеру плестись в хвосте; региональные вузы-конкуренты стали активно "оттягивать" на себя иногородних абитуриентов; число петербургских школьников и студентов неуклонно сокращается - подросло поколение, родившееся в период резкого демографического спада. И вообще, мол, зачем тянуть, если в 2005 году ЕГЭ станет обязательным?

    До сих пор Москва и Петербург были главными противниками эксперимента. Столь мощное солидарное сопротивление двух важнейших академических регионов страны грозило "похоронить" модернизацию российской системы образования как одного из важнейших условий вступления России в ВТО. По крайней мере общество осознало, что к 2005 году школы страны не смогут перейти на ЕГЭ по 12 предметам. К тому же явно провалилась вторая составляющая образовательного эксперимента - высшие чиновники перестали говорить о государственных именных финансовых обязательствах (ГИФО). В прошлом году Юрий Лужков, опираясь на мнение Совета ректоров Москвы и департамента по образованию, не уступил требованиям министерства, приняв соломоново решение о добровольном участии столичных выпускников в сдаче ЕГЭ. Он не стал принуждать столичные вузы к обязательному приему результатов тестирования. Учителя и директора московских школ говорили о нежелании и неготовности к вступлению в эксперимент. Резким противником эксперимента до сих пор остается ректор МГУ Виктор Садовничий. Правда, 50 тысяч московских школьников попробовали сдать ЕГЭ (по математике). После этого испытания возмущенные родители требовали отмены эксперимента чуть ли не по суду.

    Сказать, что петербургская школа сопротивлялась введению ЕГЭ - значит ничего не сказать. Приоритет петербургского образования оставался единственной интеллектуальной ценностью Северной столицы, не поддававшейся девальвации и примитивизации. "Москвичи уговаривали нас не сдаваться, на нас надеялись как на последний редут", - признался журналистам председатель комитета по науке и высшей школе Александр Викторов. Он сделал это горькое заявление в присутствии первого заместителя министра образования Виктора Болотова, приехавшего в город на Неве в день принятия исторического решения. И тут же подчеркнул, что тягаться с министерством бессмысленно, поскольку волевое решение о внедрении новой системы оценки образования в 2005 году принято. Следовательно, глупо и непрагматично хоть год не поучаствовать в "обкатке механизма". Председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга Виктор Романов также подтвердил, что опасения его коллег не сняты. Ректоры убеждены в том, что создается реальная угроза как разрушения довузовской подготовки учеников, так и оглупления школьников. Потому что для высшей школы, по словам г-на Романова, важны не остаточные знания, выявляемые тестированием, а интеллектуальный потенциал будущего студента. К тому же платные подготовительные курсы для многих институтов - единственный источник выживания. Председатель ректорского сообщества упрекнул Министерство образования в том, что кроме обвинений в коррупции убедительных аргументов "за" ЕГЭ петербургская школа не получила. Анализ первых результатов эксперимента в масштабах страны, предоставленный Петербургу, не дал реального представления о качестве знаний абитуриентов из провинции. Собственно же тесты по-прежнему вызывают недоумение преподавателей как неудовлетворительные. В частности, ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая была весьма недовольна тестами по русскому языку (при том, что они считаются самыми качественными). Она не раз подчеркивала, что тесты не выявляют уровня знаний, особенно по гуманитарным предметам.

    Позже в кулуарах, когда чиновников от образования упрекнули: "Как же вы согласились с тем, с чем не согласны?!", они виновато отвечали: "Да разве это мы?!" и закатывали глаза. Чиновников винить нельзя: каждый из них на момент принятия решения о проведении ЕГЭ ждал утверждения в должности в новом городском правительстве.

    Деньги из федерального ведомства (9,5 миллиона рублей) Петербургу уже выделены, в кабинеты русского языка и библиотеки направлено более 26 тысяч контрольно-измерительных материалов (КИМов). Во все районные органы управления образованием поступили СD - диски с полным набором нормативно-правовых документов и электронной версией тренировочных КИМов по русскому языку. Администраторам ЕГЭ, назначенным во всех районах, вручены CD - диски с видео- и звуковым сопровождением для обучения самой процедуре проведения ЕГЭ. Полным ходом идет переподготовка учителей русского языка. Будут закуплены компьютеры и сканеры для обработки результатов тестирования и их пересылки в мозговой информационный центр, расположенный в столице.

    Все эти затраты вряд ли привнесут качественные перемены в петербургскую школу в обозримом будущем. Хотя бы потому, что система образования в принципе самый тяжелый, консервативный институт нашего общества. Система бесследно "переварила" немало новаций, возникающих время от времени.

    Рассуждения о дороговизне билетов на проезд, из-за которой талантливые провинциальные абитуриенты не могут приехать в столичные города, не выдерживают критики. Истинные таланты исчисляются единицами, их пестуют, им в регионах помогают, находят спонсоров для обучения в престижных вузах. А если представить себе другую ситуацию: в Питер отовсюду хлынут претенденты на высшее образование с отличными результатами по ЕГЭ. На какие средства они будут существовать? Вдали от родителей на стипендию - 400 рублей вряд ли можно выжить. Количество бюджетных мест в вузах ограничено. Каким образом ректоры смогут их "выбивать"? Где таланты будут жить? Многие общежития "разбазарены", часть зданий руинированы или превращены в магазины и кафе.

    ...Более сорока лет тому назад нынешний губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков окончил сельскую школу в белорусской глуши. Он приехал в Москву и без тени сомнения сдал на пятерки экзамены в Бауманское училище. Оно и в те далекие времена было элитным высшим учебным заведением - для математических гениев. А он этого не знал! Раньше дети в деревне получали образование такого же уровня, как в большом городе. Чтобы отсечь провинциала и протолкнуть "своего", Валерию Сердюкову не дали койку в общежитии, а снимать угол ему было не на что. Парню пришлось расстаться с мечтой, вернуться домой... В общем, то, что он стал губернатором, - не случайность. Эта история мне всегда вспоминается, когда речь заходит о создании равных возможностей для всех желающих получить хорошее образование. Почему-то никто не берется решить задачу главную, фундаментальную: поднять роль учителя, дать ему высокую зарплату, социальную защищенность. И тогда в школы вернутся хорошие педагоги, которые смогут вырастить очередные талантливые поколения для страны.

    ...Что же касается москвичей, то решение о судьбе ЕГЭ в Москве в 2004 году принималось в тот же день, что и в Петербурге. С участием в совещании министра образования Владимира Филиппова. В Москве остался добровольный принцип участия в ЕГЭ.

    Поделиться