29.01.2004 04:30
    Поделиться

    Звездный час российской таможни

    Таким образом, Россия стала координатором деятельности этой организации по европейскому региону. Это большая ответственность. Говоря о роли таможни в развитии государств, генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Мишель Данэ заметил, что "таможня может убить экономику страны, а может выступить мотором ее развития". Накануне конференции корреспондент "РГ" встретилась с первым заместителем председателя ГТК РФ Леонидом Лозбенко.

    - Леонид Аркадьевич, получила ли Россия благодаря своему новому статусу дополнительную возможность отстаивать национальные интересы в Европе?

    - Безусловно. Сегодня весь земной шар в рамках Всемирной таможенной организации поделен на 6 регионов. Самый крупный из них - европейский, который простирается от Тихого океана до Атлантики. И таможенную деятельность на этой огромной территории доверено координировать нашей стране. Разумеется, мы получили дополнительные возможности, чтобы отстаивать свои национальные приоритеты. За последние 1,5-2 года мы коренным образом изменили философию своей работы, поменяли приоритеты. Теперь главный из них - содействие внешней торговле. Но не менее важными остаются и два других - сбор денег в бюджет и защита национального рынка. Свои усилия мы направим на облегчение, унификацию и предсказуемость таможенных процедур. Это сделает нашу торговую политику более эффективной, создаст новую модель взаимодействия таможни и бизнеса. Сегодня, когда мир становится более открытым и динамичным, вмешательство таможенных органов во внешнеторговый процесс должно быть минимизировано и выстроено в логике обоюдного интереса государства и участников ВЭД. Для нас это важно еще и потому, что после присоединения 1 мая 2004 года к Европейскому союзу десяти государств Восточной Европы на долю развернутой группировки ЕС будет приходиться более 50 процентов российского товарооборота.

    - Какие темы в связи с этим будут обсуждать на конференции?

    - Готовя повестку дня, мы попросили зарубежных коллег ответить самим на этот вопрос и выяснили, что больше всего их волнуют три ключевые темы. Роль и место таможни в XXI веке. Развитие информационных технологий. Транзит, то есть обеспечение единства транспортного пути от Атлантики до Тихого океана. Поскольку таможня во все времена - это по сути своей международное ведомство, речь пойдет и о том, каким образом наладить максимально эффективное сотрудничество между таможенными службами разных стран. Для этого, конечно, нам всем надо говорить на одном административном таможенном языке.

    - И что это за язык?

    - Язык электронных средств связи, который позволит европейским и российской таможням контролировать товарные потоки в понятном для всех режиме. Страны Европейского союза в течение 15 лет унифицировали свои процедуры, потратили на это огромные деньги. Мы должны гармонично вписаться в эти процедуры, то есть включиться в единое с европейцами таможенное информационное пространство. Для этого многое уже делается. До 1 мая мы рассчитываем закончить работу по унификации формы единого административного документа ЕС и грузовой таможенной декларации России. Второе важнейшее направление - стыковка отечественной системы таможенного транзита с общеевропейской транзитной системой. Транзит, а тем более на огромном пространстве от Тихого океана до Атлантики, - это чрезвычайно важный для России вопрос. Наши национальные транзитные стандарты пока не сочетаются с теми, которые приняты в Европе. Но мы их будем менять.

    - Какая же из заявленных тем конференции наиболее актуальна для российских таможенных служб?

    - Все три. Сейчас для российской таможни наступил тот "звездный час", когда воедино сошлись несколько "прорывных" факторов, одновременное использование которых может привести нас к созданию одной из лучших таможенных администраций в мире. Во-первых, мы имеем правовую базу на уровне мировых стандартов - новый Таможенный кодекс. Во-вторых, кредит Всемирного банка на 140 миллионов долларов на модернизацию информационных технологий. В-третьих, возможность быстро и адекватно решать вопросы создания таможенной инфраструктуры, обустройства пунктов пропуска на границе благодаря вновь созданной Государственной пограничной комиссии во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым. В-четвертых, новый статус Российской таможенной академии, на базе которой Всемирная таможенная организация создала Региональный учебный центр по повышению квалификации таможенников всего Евразийского региона. Разумеется, мы воспользуемся такой возможностью и по переподготовке своего персонала, особенно из отдаленных таможен. Когда я говорю о том, что мы хотим стать одной из лучших таможенных администраций мира, - это не просто слова или пожелания. У нас есть проработанный план конкретных мер и действий, первый этап которого намечено завершить к 2008 году. У нас есть отличный шанс, нажав все эти кнопки (одновременно с кнопкой "верховодства" в Европе), сделать системный марш-бросок навстречу мировому бизнес-сообществу. И сказать: "Господа, мы абсолютно предсказуемы".

    Справка " РГ"

    26 января 1953 г. в Брюсселе состоялась первая сессия Совета таможенного сотрудничества, впоследствии (в 1994 году) получившего свое нынешнее имя - Всемирная таможенная организация (ВТО).

    В настоящее время она объединяет 162 государства, на долю которых приходится 98 процентов мировой торговли. В европейский регион входит 50 стран.

    Поделиться