28.01.2004 02:56
    Поделиться

    Увлечение Востоком

    - Ростислав Борисович, восточные мотивы в России сейчас на пике моды. Изобилие китайских и японских ресторанов, индийских благовоний, эзотерической литературы... Это примета времени?

    - Не думаю. Увлечение Востоком было в России всегда. Во-первых, это обычное человеческое любопытство, стремление приобщиться к экзотике, чему-то непознанному. Отсюда и поиски Шамбалы, связи с космосом и Вселенной, интерес к Тибету. Это свойственно российскому обществу на протяжении уже многих столетий. Во-вторых, сколько бы мы ни смотрели на Запад, давно сказано о том, что русские - это азиаты с европейской внешностью. Посмотрите на карту: две трети нашей страны лежит в восточных регионах. В самом менталитете России есть много общего с Востоком. Кстати, для нашего института Восток - это вся Северная Африка, Азия, а также большинство стран СНГ и восточные регионы России: Кавказ, Сибирь, Тыва, Хакасия, Бурятия...

    - Неужели только экзотика и география определяют наш интерес к Востоку?

    - Нет, конечно. В свое время академик Алексеев сказал, что востоковедение - это как раз изживание экзотики. Восток - это огромная часть человечества, которая идет своим путем, отличным от Европы. Если европейцы шли по пути усиления индивидуализма, стремились завоевывать внешний мир, то Восток ставил иные задачи, и прежде всего - "покорение" внутреннего мира человека. Еще одна причина интереса к Востоку - его все возрастающая роль в мировой политике.

    - Бытует мнение, что западная цивилизация ведет человечество к краху, а возродимся мы только через восточную мудрость. Неужели Запад и Восток настолько далеки друг от друга? Какие тут прогнозы?

    - Ученые часто сравнивают Восток и Запад с двумя полушариями человеческого мозга. Европа уверена, что именно она сосредоточила все лучшие идеи и импульсы современного мира. Если говорить о техническом прогрессе, то во многом это так. Но Запад знает о Востоке гораздо меньше, чем восточный мир о западном.

    Мнение о том, что Запад ведет человечество к краху, а Восток спасет мир, очень упрощенное. И то, и другое неверно. Мир никогда не станет только Востоком или только Западом. Не зря ведь он существует в таких разных измерениях. Мне вообще не нравится, когда кто-то надевает на себя мантию спасителя мира. Сейчас часто слышишь: Россия вступила в эру Водолея, Россия всех спасет. Нонсенс. У России сейчас активное сочетание мании величия и комплекса неполноценности. Нам надо сначала слишком многое решить для себя, узнать свое место и свою цену в общем мире, прежде чем кого-то спасать.

    - И все-таки России ближе восточные традиции. Что же конкретно общего в наших характерах и мировоззрении?

    - Возьмем Индию. Возможно, что у нас с ней какие-то общие корни, уходящие на многие тысячелетия назад. Во-первых, это общинность, и неважно, какая. Никакие меры эту общинность победить не могут. Да и надо ли? Во-вторых, особое преобладание духовного над материальным. Нашего человека хлебом не корми, но дай ему духовность. Конечно, многих привлекают и земные блага. Но, согласитесь, у нас до сих пор существует предвзятое отношение к преуспевающим и богатым. В-третьих, мы к каждому собственному шагу относимся прежде всего с позиций высшей морали. Совесть - вот то, что отличает восточную культуру от западной. Это слово, между прочим, буквально не переводится ни на один европейский язык. Совесть - это то, что в Индии называют "голос Бога внутри человека". Человек может быть совершенно потерянным для общества, бандитом, но голос совести он заглушить не сможет. Хотя, конечно, не только такие позитивные черты сближают Россию с Востоком. Например, наше русское "авось" - очень восточная черта.

    - Восток хранит в себе много тайн и загадок. Самая обсуждаемая из них - феномен Нефертити. Появились утверждения, что она и вовсе была мужчиной. А что думаете вы?

    - Действительно, появилось много якобы "доказательств" этой гипотезы. Но мы прежде всего занимаемся наукой. Поэтому проблемы типа "была ли Нефертити мужчиной" или "кто на самом деле Мона Лиза" нас не интересуют. Однако мы отслеживаем публикации на такие темы, поскольку они плодятся, а значит, на них есть спрос. Могу сказать, что 80 процентов - откровенное шарлатанство. Если честно, времени реагировать на все это просто не хватает. Вообще настоящего ученого трудно заставить обращать внимание на нечто, явно выходящее за рамки здравого смысла и серьезных исследований. Прежде чем выдвигать новую теорию, надо опровергнуть все, что было до этого выявлено трудом разных специалистов.

    - Много споров вызывает и наша история. Например, сейчас высказываются неоднозначные мнения о татаро-монгольском нашествии. Было ли оно действительно столь разрушительным для Руси, как учили нас в школе?

    - Вы меня возвращаете на тридцать лет назад, во времена полемики между Гумилевым и моим отцом, известным историком и археологом. Конечно, татаро-монгольское нашествие было ужасным. Однако это не было так называемое иго. Правда Гумилева в том, что варварские полчища несли с собой не только кнут и плетку, а еще и легенды Востока, идеи, новое мировоззрение. Это было очень обогащающее взаимодействие, хотя и болезненное. Многие со мной не согласятся, но я думаю, что это именно так. Вспомним эпоху британского колониализма на Востоке. Как бы плохо ни было, однако именно после этого в Индии, например, появились школа юриспруденции, железные дороги, промышленность, английский язык, наконец, который страну объединил и вывел в "большой мир".

    - Ростислав Борисович, каковы перспективы развития востоковедения в России?

    - Одна из основных проблем российского востоковедения - нехватка молодежи. У нас очень опытный коллектив, но в основном это люди пожилые. Молодежь интересуется Востоком на массовом уровне, а вот в науку идет все реже. Причина та же, что и в других академических институтах, - низкие зарплаты. И нельзя осуждать молодых людей, знающих восточные языки, за то, что они идут работать не к нам, а в коммерческие фирмы. Мы бьемся над этой проблемой так же, как и над созданием единого электронного пространства всего востоковедения России. Кстати, последняя проблема очень серьезная. Ведь наш институт - головной. Мы курируем работу почти ста научных учреждений, занимающихся той же тематикой, и для нас очень важна эффективная система обмена информацией.

    Cовершенно очевидно, что Азия и Африка в ХХI веке будут занимать все более важное положение на мировой арене. Примечательно, что девиз Всемирного конгресса востоковедов, который состоится в Москве в августе этого года, - древнеиндийский лозунг "Единство в многообразии". Мы должны осознать единство человечества, но всячески способствовать сохранению и развитию многообразия национальных культур. Это наш долг перед предками и перед потомками.

    Поделиться