28.01.2004 00:50
    Поделиться

    "Реалити-шоу" против реальности

    Прежде всего хочется узнать, как вообще можно вывезти человека туда, куда он сам не знает? В каком состоянии он проходил, например, паспортный контроль? И что за люди согласились на такой эксперимент над собой? Предполагается, что мы должны узнать это в течение бесконечного представления, которое называется "реальное шоу", а по сути похоже на то, что рассматривают через камеры наружного и внутреннего наблюдения охранники любого солидного учреждения.

    Но все это уже второй сезон почему-то никого не интересует. Два года назад первый подобный проект "За стеклом", обозначивший агонию запустившего его канала ТВ-6, обломил все рейтинги. Теперь интерес к такому зрелищу у нормального зрителя, который все же отличается от среднерейтингового, нулевой.

    И в том, и в другом "реальном шоу" ТВ показывает вовсе не то, что происходит в помещении, декорированном в супрематическом духе, и за его пределами, преимущественно на турецких рынках Берлина, где герои "Голода" добывают пропитание неквалифицированным трудом. Смысл "реального шоу" в том, что через него ТВ показывает прежде всего самое себя, свои возможности провести эксперимент на себе.

    "Реальные шоу" подтверждают, что после многосотсерийных теленовелл, которые по определению никогда не кончаются, ТВ может бесконечно долго показывать пустоту. По сути, это демонстрация того, что на канале есть много пустого места, которое при наличии средств можно заполнить по желанию заказчика.

    Попытка наполнить смыслом ежедневно транслируемое "реальное шоу" была сделана на том же ТНТ в программе "Дом". Сейчас его повторяют сразу по окончании последнего ночного выпуска "Голода", что уже говорит о том, что в этом "реальном" "Голоде" уже есть что-то "нереальное". Ведь повтор "эталонного", "застекольного" "реального шоу" вообще не представляется возможным. Там нечего повторять, потому что ничего, кроме самого факта демонстрации, там не происходило.

    А в "Доме" вместо замкнутого жилища-декорации были замечательные подмосковные пейзажи, великолепие сосновых бревен и почти физическое ощущение того, как оперируют их остро наточенные топор или пила. Строительство индивидуального дома - настоящая (она же реальная) мечта каждого человека. Это коллективное строительство восходит к старинному русскому обычаю за день-другой возвести всей деревней дом новоселу. И вот эта "реальность подлинной реальности" берет верх над той, которую навязывает зрителю реальность телевизионная: и подглядывание, и провокацию "игры на выживание".

    Не прошло и месяца, как Первый канал завершил свой суперпроект "Последний герой", который оказался тут же забыт по той же причине: заявленный как "реальное шоу", он оказался далек от реальности. Ежели нам действительно пытались показать подлинные страдания наших людей, высаженных на необитаемый остров, то, может, так же страдала и съемочная группа? Что, и видный такой оператор тоже питался жареными тараканами? Не верится. А раз не верится - значит, неправда. И это уже не "реальное шоу".

    Самое реальное во всем этом то, что делающие наше телевидение люди плохо понимают, чем занимаются. Иначе они догадались бы, что третьего "Последнего героя" не может быть, как не бывает "второй девственности". Да и по драматургии демонстрация "принципов нашей новой жизни", где каждый сам за себя, очень уж отдает классическим совком: жрать нечего, уехать некуда, все время кто-то говорит, что надо делать, выдает в виде поощрения какую-то мелочь вроде бутылки пива и гоняет на собрания с проработкой.

    Поделиться