28.01.2004 02:40
    Поделиться

    Диета для доллара

    Ответ на этот вопрос интересует россиян в значительной мере, поскольку их сбережения аккумулировались в большом количестве в "зеленых". Но по традиции главу российского финансового ведомства на встречу во Флориде не пригласили, хотя наша страна и является членом "большой восьмерки". "Большая восьмерка" - это политика. Без России тут не обойтись. Финансовая "семерка" - экономика. Мировые экономические дела пока решают без нас и зачастую за нас. Такое вот получается "партнерство".

    Министрам финансов семи наиболее развитых стран мира предстоит во Флориде разобраться в парадоксальной ситуации, которая не укладывается ни в какие экономические схемы: почему валюта страны, экономика которой быстро развивается, теряет "в весе" относительно валюты группы стран, экономика которых топчется на месте?

    К Флоридскому экономическому форуму США и Европа подходят с разными показателями. В 2003 году американский ВВП вырос почти на 4 процента, а европейский - всего на 0,8 процента. В то же время американский доллар обесценился по отношению к евро на 22 процента.

    Евросоюз в ужасе от сильного евро, но не знает, что делать.

    Поначалу все складывалось согласно классическим законам экономики. Едва родившись на свет в 1999 году, евро покатился вниз. Своей низшей точки он достиг в ноябре 2000 года. Затем вниз устремился доллар, а евро пополз верх, отвоевав у доллара почти 50 процентов своей первоначальной стоимости. Теперь американцам, в первую очередь импортерам, приходится платить за европейские товары куда более высокую цену, чем прежде. А американскую экспортную продукцию "слабый доллар" удешевил для ее производителей. В целом считается, что "слабый доллар" способствует экономическому подъему США.

    12 европейских государств - членов еврозоны в ужасе от "сильного евро". Их руководители бьют тревогу. Первым это сделал премьер Италии - самый крупный бизнесмен Сильвио Берлускони. Еще в конце декабря он заявил: "Евро вырос в цене, и это наносит большой ущерб всей европейской экономике. Наша продукция становится менее конкурентоспособной на рынках". "Надо что-то сделать", - подал голос управляющий банком Франции Кристиан Нойе, являющийся одновременно членом совета Европейского центрального банка (ЕЦБ). Но что именно? Ни он, ни другие не знают. Чувствуется растерянность. Объяснения ищут на ощупь. Например, упрекают главный банк еврозоны за то, что он не продавал и не покупал валюту с тем, чтобы корректировать курс евро по отношению к доллару. Но была бы ли такая политика эффективной - никто толком не знает. Но ведь "дорогой" евро выгоден европейским импортерам: на одну и ту же сумму они теперь могут приобрести за рубежом больше товаров, в том числе столь необходимых Европе энергоносителей, которые продаются на доллары. Но, судя по всему, в Европе, как и в США, интересы экспортеров превалируют над интересами импортеров. "Главная угроза происходит от сильного доллара, - пишет влиятельная французская газета "Монд". - Это связано с тем, что экономика Европы в значительной мере зависит от экспорта".

    Европейские экономисты считают, что предельно допустимый курс евро - 1,35 доллара. За ним могут начаться крупные неприятности. Пока курс евро ниже этого предела, но финансовые гуру предсказывают его повышение до 1,4-1,5 доллара.

    Как воспрепятствовать росту "стоимости" евро? Европейцы отдают себе отчет, что их возможности ограничены. Финансовые рынки доверяют больше американцам, чем европейцам. Доллар остается главной резервной валютой мира. Цена доллара зависит прежде всего от США. А американские власти сегодня заинтересованы в слабом долларе с тем, чтобы "удешевить" свою экспортную продукцию и сделать ее более конкурентоспособной на внешних рынках. Их конечная цель - сократить огромный дефицит платежного баланса США.

    Европейцы хотели бы выступить на встрече "большой семерки" единым фронтом. Для согласования своей позиции они провели в январе ряд двусторонних встреч на уровне глав государств и министров финансов, а также руководителей национальных Центробанков, которые являются членами руководящего совета ЕЦБ. Однако вряд ли к Германии, Франции и Италии присоединится во Флориде Великобритания. У нее - особые отношения с Вашингтоном, а главное - она не входит в еврозону.

    Объективно позиции европейцев на флоридской встрече будут слабее, чем американцев, с которыми им предстоят жаркие споры. Здесь утверждают, что представители США выступят с позиции силы. За ними - быстро набирающая обороты после застоя мощная экономика. По прогнозам, основанным на результатах начала этого года, рост ВВП США в 2004 году может составить 5,5 процента. Европе экономисты предсказывают рост 0,6 процента. Почасовая производительность труда в Европе ниже американской на 12 процентов, а разница ВВП на душу населения между США и ЕС составит 40 процентов.

    В финансовых кругах еврозоны подчеркивается такая мысль: если европейский Центробанк выступит в одиночку против "слабого доллара", то эффект окажется незначительным. Поэтому следует подбить к совместному выступлению еще два национальных банка стран - членов "большой восьмерки": японский и канадский. Но подобный совместный демарш представляется маловероятным. По крайней мере Япония окажется в одной упряжке с США.

    Насколько вероятно достижение согласия на предстоящей встрече финансовой "большой семерки?" По мнению замминистра финансов ФРГ Кох-Везера, возможность компромисса между европейцами и американцами исключить нельзя. Однако достичь его будет крайне трудно. Для администрации Джорджа Буша рост американской экономики при слабом долларе - важное преимущество перед конкурентами в год президентских выборов.

    У европейцев есть своя "козырная карта" - снижение процентной ставки ЕЦБ. Сегодня она составляет 2 процента, то есть в 2 раза выше, чем в США. Но, собственно, пойти на этот шаг они могли, и не дожидаясь встречи "большой семерки". Европейские аналитики задаются вопросом, почему это не было сделано до сих пор, и не находят ответа. Может быть, это лежащее на поверхности решение станет во Флориде предметом торга европейцев с американцами?

    Эксперты единодушны: только решение министров финансов "большой семерки" с участием представителя США может повлиять на изменение соотношения евро-доллар. Чтобы американцы пошли на снижение курса доллара, европейцам предстоит убедить их во Флориде в том, что слишком слабый доллар может в конечном счете нанести удар по их экономике, вызвав рост банковского процента. Сегодня он составляет всего 1 процент - самый низкий уровень за последние полвека. Это значит, что инвесторам невыгодно хранить деньги в банке, а выгоднее вкладывать их в экономику, где прибыль превышает доходы от банковских вкладов.

    Однако сколь серьезна подобная угроза - это еще вопрос. Пока же американские промышленники используют слабый доллар в своих интересах.

    Предстоящую встречу во Флориде называют в европейских столицах не иначе, как "решающей". От ее решения зависит в немалой степени и судьба держателей долларов в России.

    Поделиться