24.01.2004 02:10
    Поделиться

    "Андрей Рублев" в подарок

    - Итак, чем встречаем юбилей? Ведь еще недавно был момент, когда казалось, что "Мосфильм" вообще уже кончился!

    - Этап сейчас, можно сказать, хороший. Самое главное - удалось принципиально модернизировать студию. Мы ведь к середине 90-х отставали от уровня мировых кинотехнологий капитально, на порядки. Когда я стал директором "Мосфильма", вся техника была архаичной, наше кино уже не могло конкурировать ни с кем, и был момент, когда мы могли полностью потерять всю отечественную киноиндустрию. Ведь современное кино может существовать только при наличии в стране мощной технологической базы. И вот сегодня мы модернизировали "Мосфильм" полностью. Причем все сделано своими силами - государство на развитие техники ничего не давало. Но это - как если бы наше автомобилестроение вдруг вышло на уровень европейского. Мы теперь по оснащенности ничем не уступаем любой европейской или даже мировой студии.

    - А тогда где же фильмы, не уступающие мировым?

    - Вот мне на это и говорят: почему же вы тогда не делаете картин, сопоставимых с американскими? А это уже другой вопрос-вопрос финансирования и зависящих от него постановочных масштабов. И еще вопрос наличия творческих сил, которые способны создавать такое кино. Технические возможности снимать большие картины на современном уровне у нас, повторяю, теперь есть. А вот с творческим потенциалом в российском кино, по моему убеждению, теперь плохо - его просто нет.

    - Зачем техника, если ею некому пользоваться по-настоящему?

    - Затем, что если есть производственная база, то это самое главное - все остальное придет. Технологии - важный момент. В кино технологии развиваются бешеными темпами. Совершенно другой уровень звука, цифрового монтажа и того, что в мире зовут "постпродакшн". Мы уже полностью реконструировали 11 из 13 павильонов и в 2004 году всю эту программу завершим.

    - У вас, насколько я знаю, намечается большое строительство.

    - Да, это очень амбициозный проект с возведением еще одного, самого большого в Европе павильона, бассейна для подводных съемок, Киноцентра с киноконцертным залом и музеем, которые будут открыты для всех желающих. Эта программа рассчитана года на три-четыре.

    - Сколько фильмов теперь снимает "Мосфильм"?

    - В годовом производстве более ста единиц.

    - Это уже приближается к советским стандартам.

    - Не будем обольщаться: масштаб картин все-таки другой. Это теперь в основном камерные вещицы. Если не сказать - убогие. Я недавно болел, вынужденно смотрел телевизор и еще раз поразился уровню картин, которые придумывают наши новые авторы и режиссеры. За такое уже надо нести ответственность. В американском кино хотя бы есть разнообразие тем и жанров. А у нас что ни картина - опять пьют, собачатся, дерутся, кого-то убивают, за кем-то гонятся. И смотреть это невозможно. Причем снимают все это молодые люди - по идее они должны интересоваться романтикой, морем, спортом, путешествиями, историей... Нет, все как один снимают про то, какие мы плохие. Прежде "Мосфильм" выпускал много постановочных картин - о войне, истории, даже позволял себе кинофантастику. А в этом году только "Всадник по имени Смерть" можно назвать постановочной картиной. Но еще раз скажу: когда наши кинокомпании соберутся с силами и средствами - мы можем им предоставить техническую базу для проектов любой сложности. Серьезные замыслы в основном теперь идут от телевидения: запускает большой проект "Анна Каренина" Сергей Соловьев, готовятся к съемкам серьезных картин Владимир Хотиненко, Филипп Янковский...

    - На "Мосфильме" всегда были уникальные специалисты уникальных профессий. Во времена нового малокартинья их удалось сохранить?

    - Удалось не только сохранить, но и воспитать новых. Потому что с появлением современных технологий появились и новые уникальные профессии. Например, мастер по созданию электронных звуковых эффектов. Парень умеет синтезировать практически любой звук, включая не существующие в природе. Новая техника вообще вызвала к жизни много новых профессий. Ребята с компьютерами могут очистить фонограмму киноклассики, перевести ее в систему "Долби". Они делают чудеса - и это все кадры, выращенные за последние два года на уже новой технике. И тоже уникальные специалисты. Есть фирма "Мосфильм-арт", она занимается компьютерной графикой.

    - А как они могут развиваться, если нет фронта работ, нового Викторова, который захочет снять новых "Отроков во Вселенной" или "Через тернии к звездам"?

    - Да, такого пока нет. Но они очень загружены заказами на рекламу - реклама тоже требует компьютерных эффектов. А насчет постановочных картин - ведь нет не только денег, но и творческих идей! Это уже какая-то национальная болезнь - атрофия интереса к жизни, любопытства нормального.

    - Может, нужно вернуть редакторский аппарат "Мосфильма", который будет заботиться о жанровой палитре и разнообразии репертуара?

    - А это вопрос не студии, а государственной политики. Студия должна предоставить современную базу. И когда мне говорят: раньше "Мосфильм" делал большие фильмы, а теперь не делает, - я отвечаю: не надо "ля-ля-тополя", если деньги, которые отводятся на кино, пойдут через "Мосфильм" - будут и фильмы. У нас ведь уже есть неплохие опыты - "Звезда", к примеру. Кино сложено из двух составляющих - технической и художественной. С технической теперь все в порядке, с художественной пока беда. А что касается плана - без него в России невозможно. У нас иначе настоящего кинематографа не будет. Пока сверху не скажут: вот вам деньги, дайте пять детских сказок в год - никто их сам делать не станет. Я прошел достаточный путь в кино, чтобы говорить со знанием дела и за это ручаться: самотеком ничего не получится.

    - В мире сейчас активно дают новую жизнь классическим фильмам - с помощью тех же новых технологий. Что делается на "Мосфильме"?

    - Очень многое. Уже на экранах "Война и мир" Бондарчука со звуком "Долби", с оцифрованным изображением. Сейчас реставрируем "Освобождение", "Андрея Рублева". Чистим изображение, делаем новый звук. В одной из серий "Освобождения" на исходных материалах вообще звука не было! И никто не понимал, куда делась фонограмма. Звук взяли с какой-то старой копии и восстановили. Картина теперь смотрится замечательно - другое впечатление!

    - Какие крупные проекты собираетесь запустить?

    - Давняя идея - сделать новую экранизацию "Тайны двух океанов". С хорошей компьютерной графикой и звуком, с подводными съемками. Приключенческий фильм для молодежи. Ставить будет, надеюсь, кто-то из молодых. Есть интересные проекты и у телевидения, вообще телекомпании сейчас работают наиболее профессионально и готовы вкладывать в кино деньги.

    - Когда выйдет ваш "Всадник по имени Смерть"?

    - Идет перезапись. Выйдет, думаю, весной.

    - Как будете праздновать юбилей студии?

    - Да никак. Прошел фестиваль мосфильмовских картин в "Художественном". Балов, концертов, обедов не будет. Работать будем. А подарок к юбилею, причем большой, - заканчиваем реставрацию "Андрея Рублева".

    Поделиться