17.01.2004 02:27
    Поделиться

    Там, где кончаются дороги

    Называется это мероприятие соответственно: профилактическая операция "Снегоход". Проводит ставшую уже традиционной акцию Государственный технический надзор Московской области с привлечением сотрудников ГИБДД, милиции общественной безопасности, охотхозяйств, лесничеств и СМИ.Инспектора этих двух организаций вышли на отлов нарушителей езды на экстремальных средствах передвижения. Ведь это только кажется, что там, где заканчиваются дороги, заканчиваются и правила.

    Операция "Снегоход" стала традиционной не столь давно. И проводится практически во всех российских регионах. Ведь модное зимнее транспортное средство за последнее время не только стремительно распространилось по просторам России, но и обросла мощными двигателями, обзавелась высокими скоростями. А по степени опасности для жизни и здоровья как седока, так и окружающих, наверное, догнало мотоцикл. Участились случаи гибели людей, катающихся на снегоходах. Памятная история - гибель известного телеведущего Сергея Супонева.

    - Наши инспекторы постоянно дежурят в излюбленных местах катания, - рассказывает заместитель заведующего информационно-планового отдела Гостехнадзора Московской области Георгий Тяпков. - А рейды мы проводим в выходные дни, когда на полях наибольшее количество любителей подобного отдыха. Сразу по всей области провести рейд у нас просто инспекторов не хватит, поэтому выбираем район и вперед. Вот, например, прошлые выходные провели рейд в Истринском районе. Там у нас всего два инспектора, а водохранилище огромное. Мы привлекли инспекторов из соседних районов из Одинцовского, Волоколамского... Участвовали также сотрудники ГИБДД и представители нашего главка...

    В первую очередь в ходе операции проверяются магазины по продаже снегоходов, санатории, места массового отдыха. В торговых точках обычно просто проверяется правильность сопроводительной документации. На "отлов" нарушителей по полям и весям инспекторы Гостехнадзора выходят в форме и с жезлами. Давно известны места и маршруты любителей передвижения на снегоходах. И вот в этих местах их и поджидают. Нет, засадой это не назовешь, никто не прячется в кустах и не выпрыгивает, как черт из табакерки, навстречу несущемуся транспорту. Все открыто, все в форме, вот появляется снегоход, взмах жезлом, стой, проверка документов.

    Ваши права

    За превышение скорости на льду того же Истринского водохранилища вас, конечно, никто не остановит. Тогда что же контролируют эти инспекторы? Что можно нарушить, катаясь на снегоходе по подмосковным полям? За что вас могут привлечь к административной ответственности в лесу?

    Снегоход, оказывается, равно как и мини-вездеходы, отнюдь не санки с моторчиком - это самые, что ни на есть натуральные транспортные средства. А для того, чтобы управлять транспортным средством, нужно получить права. Так, например, право на управление снегоходом дает удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с открытой категорией "А" (внедорожные т/c). Эти удостоверения выдает тот же Гостехнадзор. В Подмосковье есть несколько центров, где можно пройти обучение и получить права на снегоход. Но выдаются они только после 16 лет. Если за рулем зимней машины оказался несовершеннолетний, то вся ответственность ложится на его родителей.

    - Вот недавно в Подольском районе был случай, - продолжает Георгий Тяпков. - Там подростки взяли снегоход и отправились кататься. Сбили человека. Насмерть. Ответственность за это преступление легла на родителей гонщиков. Но в данном случае им повезло. Милиция не смогла установить личность погибшего. Соответственно не воспоследовало исков от его родственников. Еще один случай в Щелковском районе: 14-летний пацан пересекал на снегоходе шоссе и был сбит машиной, насмерть.

    Странно, мало кому из родителей придет в голову посадить подростка за руль джипа и выпустить его в гордом одиночестве осваивать местные овраги. Снегоход только внешне похож на игрушку - это тяжелое и мощное транспортное средство. Но здесь почему-то родительский рефлекс не срабатывает.

    Путевка в поле

    Точно так же, как и машину, снегоход необходимо зарегистрировать, поставить на учет. Регистрируется он по месту жительства, а точнее, по месту регистрации владельца в пятидневный срок после покупки. Чтобы поставить снегоход на учет, необходимо предъявить справку-счет, технический паспорт и квитанции об уплате всех сборов. В итоге вы получаете государственный регистрационный номер и свидетельство о регистрации, которое с вас и спросит инспектор - так и просится: "на дороге" - и там тоже, а также в лесу (в поле, на льду водохранилища, в овраге, нужное подчеркнуть).

    К слову, суммы сборов установлены законодательно. Взимает их Гостехнадзор, и идут они в областной бюджет. Снятие с учеты снегохода - бесплатно. Точно так же, как с машиной, перед тем, как продать снегоход, его необходимо снять с учета и продавать либо через комиссионный магазин, либо по договору купли-продажи.

    Многие дома отдыха закупают этот транспорт для увеселения своих гостей. Активно закупают снегоходы и энергетические компании, надо же на чем-то обход хозяйства производить. Если владелец снегохода юридическое лицо, инспектор, остановив вас, потребует еще и путевой лист.

    И здесь не без страховки

    Все это проделано, документы на руках, ваше транспортное средство готово взметать из-под гусениц хлопья снега, взрывать сугробы и взлетать с трамплинов? Нет. Теперь вам предстоит еще застраховать в обязательном порядке гражданскую ответственность владельцев транспортных средств. Да, автогражданка распространяется и на снегоходы. Вот тут, по словам Георгия Тяпкова, возникает очень много спорных моментов. Страховка, конечно, дело нужное: сбивают лыжников, гуляющих, частенько выезжают на автодороги. Но проблема в том, что снегоходы страхуют по тарифам для мотоциклов. Что чрезвычайно дорого. Еще один непонятный момент, зачем страховать снегоход на год, ведь вряд ли кому придет в голову покататься на нем летом по пашне. Кроме того, как рассказывает Георгий Тяпков, страховщики в большинстве случаев отказывают в выплатах владельцам снегоходов, ссылаясь на то, что авария случилась вне дороги. А где же еще она могла случиться, если снегоход - внедорожное транспортное средство? Зачем владельцу вездехода страховать гражданскую ответственность, если большую часть времени он проводит именно вне дорог? Сейчас идет работа со страховщиками по этому вопросу, готовятся соответствующие изменения в законе. В Гостехнадзоре считают, что снегоход надо страховать не на год и даже не на полгода, а на три месяца. При этом необходимо существенно снизить страховую премию. Тем более что и ущерб, причиняемый снегоходами, не столь велик, как от автотранспорта, и не столь часто случается.

    И тем не менее, если вас остановит инспектор, то в пакете документов вы должны будете предъявить ему и полис обязательного страхования. В противном случае вам грозит серьезный штраф.

    К слову, без обязательной страховки вы не сможете произвести со снегоходом никаких регистрационных действий, а также не пройдете техосмотр. Да, снегоходы тоже раз в год проходят государственный технический осмотр. Знак аварийной остановки на этой процедуре с вас никто не спросит, но техническое состояние, наличие аптечки и огнетушителя проверят обязательно. Правда, в отличие от автомобилей проверку проводят не на стенде в коммерческом предприятии, а непосредственно инспектор Гостехнадзора. Он осмотрит технику и выдаст талон - допуск на эксплуатацию.

    Надо сказать, что любители со свистом прокатиться по снежку используют для этого не только снегоходы импортной и отечественной сборки, но и кустарного производства: переделки из мотороллеров и мотоциклов. Про безопасность тут говорить не приходится, и понятно, что подобный агрегат вряд ли будет зарегистрирован и уж тем более пройдет техосмотр.

    Снегоход на штрафстоянку

    На 10 января за время проведения операции "Снегоход" на полях и весях проверено 121 транспортное средство, выписано девять предписаний (юридическим лицам), наложено 11 штрафов на общую сумму 1100 рублей. В рейдах, проведенных в четырех районах Подмосковья, проверено 103 снегохода, выписано пять предписаний и 21 протокол.

    С этими протоколами нарушителям придется явиться к главному государственному техническому инспектору по месту наложения административного взыскания. Инспектор рассматривает дело и назначает наказание.

    Как и милицейские рейды, операция "Снегоход" редко обходится без погони. Игнорируют требование инспектора остановиться либо пьяные, либо те, кто воспользовался чужой машиной. В большинстве случаев нарушителей догоняют. Чужой снегоход? Его оставят на попечение инспектора, а нарушителя отправят за документами.

    С пьяными все сложнее. Дело в том, что прав у инспектора Гостехнадзора значительно меньше, нежели у инспектора ГИБДД. Поэтому последних и привлекают к рейдам. Ведь тут опять все как у больших: нет документов на транспорт - водителя надо задержать, пьяного отстранить от управления и отправить на экспертизу. Инспектор Гостехнадзора такими правами не обладает, а инспектор ДПС вполне может задержать транспортное средство, эвакуатор вызвать, поместить снегоход на штрафную стоянку, отправить нарушителя на медицинское освидетельствование... Это не шутка, эти меры действительно применяются. И не только в совместных рейдах. Инспектор Гостехнадзора по мобильному связывается с руководством района, а те направляют на место наряд ДПС.

    Кстати, за катание на снегоходе в нетрезвом виде нарушитель вполне может лишиться права управления на шесть месяцев. Такое решение, как и в случае с автомобилем, выносит суд.

    На самом деле на подмосковных просторах нарушают больше по незнанию правил. Но, как известно, оно не освобождает от ответственности. Так что перед тем, как покупать снегоход, надо отправиться в Гостехнадзор, пройти обучение и получить права. По крайней мере, тогда хоть будешь знать, что нарушил и чего от тебя в лесу требует инспектор с жезлом.

    Поделиться