15.01.2004 04:40
    Поделиться

    Школа тревоги нашей

    Результаты диспансеризации стали предметом серьезного анализа: почему, отчего так страдает наше подрастающее поколение? Причин всяческих множество: экология не та, питание плохое, наследственность повергает в объятия недугов и так далее. Но есть один из главных виновников детских бед: имя ему - школа. Самый наглядный, так сказать, зримый пример: в первых классах почти нет близоруких, а среди получающих аттестаты о среднем образовании их множество. Близорукость далеко не самое опасное нарушение здоровья юных. Куда тревожнее обилие среди них гипертоников, астматиков, страдающих заболеваниями сердца, позвоночника, неврозами. А уж о заболеваниях желудочно-кишечного тракта и говорить не приходится: гастрит, пожалуй, самое безобидное нарушение здоровья.

    Да, огромные учебные нагрузки, точнее перегрузки, да всеобщая компьютеризация плюс не менее всеобщая телемания, неподвижное сидение перед теле- и компьютерным экранами вместо плавания, лыж или хотя бы пеших прогулок. Рискую вызвать недовольство читающих, но и повальное увлечение изучением не одного, а нескольких иностранных языков, обязательные музыкальные и прочие престижные занятия не прибавляют здорового румянца нашим детям. Зато все чаще анемии, которые не проходят и становятся спутниками на всю оставшуюся жизнь.

    Сегодня хочу сказать еще и о том, что сами помещения многих школ страны, условия пребывания в них - во вред здоровью. Духота в классах, отсутствие элементарных удобств, горячего питания... Это не исключения. Это, увы, норма, ставшая привычной, а потому, похоже, незыблемой.

    Принятые законы о местном самоуправлении породили в обществе, вернее, в его властных структурах (общество пока пребывает в благостном неведении по поводу того, что эти законы ему сулят) некоторое, мягко говоря, неудовольствие. Эти законы прежде всего коснулись вопросов здравоохранения, культуры, образования, то есть тех жизненных областей общества, которые повседневно волнуют каждого из нас. Однако для наших политических элит они становятся интересными лишь в тех случаях, когда нужно с пафосом поговорить о здоровье подрастающего поколения и пожилых людей.

    В Уральском федеральном округе некоторые губернаторы вознегодовали против предложенной санитарным законодательством нормы: в школьных классах не должно быть более 25 человек. Губернатор Тюменской области Сергей Семенович Собянин даже нашел, по его мнению, веский аргумент против этих 25: он сам учился в классе, где было сорок человек.

    Автора этих строк судьба также не баловала обучением в элитных школах или гимназиях. Но это не дает мне права, утверждая новые нормативы, не посчитаться с рекомендациями ученых-гигиенистов, доказавших, что требования, утвержденные в нормативах, - лишь минимальные, что наши дети, выдерживая непомерные нагрузки (это признается всеми), еще и обучались бы в классах переполненных. Следуя логике губернатора, наверное, ему проще было бы организовать занятия в спортивных залах. Не думаю, что его, губернатора, дети, внуки учатся или будут учиться в таких учебных заведениях. В городе Тюмени наверняка найдутся элитные гимназии, где преподавание, если не на индивидуальном уровне, то с небольшими группами детей.

    Господин Собянин - один из молодых и прогрессивных губернаторов России. Но его губернаторская позиция в отношении к образованию не могла не отразиться на положении в этой важнейшей социальной сфере.

    Удельный вес практически здоровых школьников снижается в Тюменской области из года в год. На конец 2002 года на диспансерном наблюдении по различным хроническим заболеваниям здесь состояли 29,7 процента детей и 40 процентов подростков. А по югу области эти цифры еще тревожнее - 37,5 и 48,1 процента соответственно. Одна из причин таких "результатов" - переуплотненность общеобразовательных школ области: она равна почти 29 процентам. А из-за отсутствия финансирования строительство многих школ заморожено, ремонт проводится несвоевременно и по качеству оставляет желать...

    Тяжко ребятишкам в переполненных школах, но и после уроков им некуда податься. Уровень обеспеченности детскими подростковыми учреждениями ниже нормативного. В условиях отнюдь не мягкого тюменского климата 26,3 процента этих учреждений - без канализации, 22,7 процента - без водопровода. Можете представить себе, каково детям в таких помещениях?! 15,4 процента школьных объектов области - в неудовлетворительном состоянии. И это при том, что в целом в Уральском федеральном округе этот показатель 9,2 процента. 18,5 процента школ Тюменской области без столовых, лишь 20,9 процента учеников младших классов получают горячее питание.

    Вынужден признать: тюменский губернатор не одинок. Примерно такую же позицию занимает губернатор Курганской области Олег Алексеевич Богомолов. В его области ситуация с детскими и подростковыми учреждениями хуже, чем в Тюменской. 40,3 процента - без канализации, 35 процентов - без водопровода. Почти 7 процентов требуют капитального ремонта, с которым явно не спешат. Провели замеры климата в школьных классах. Оказалось, 29 процентов из них не соответствуют самым элементарным нормативам. Правда, надо отдать должное: в этой области уделяется внимание организации горячего питания школьников.

    Мы не прочь порассуждать о значимости труда учителей, о значимости школьного образования. Сколько копий ломается вокруг введения единого экзамена, вокруг того, чтобы российские дипломы об образовании признавались в странах Европы! А значит, надо повышать требования к образованию, значит, необходимо соответствовать мировым стандартам и так далее. Хорошо бы, чтобы такие дискуссии велись с государственных позиций, с позиций современных требований, а не подгонки этих требований под личные воспоминания политических лидеров субъектов Федерации. Еще куда ни шло, если бы эти лидеры продолжали жить в коммунальных квартирах и предлагали таковые своим коллегам. Так ведь нет такого! И квартиры иные, и дети их учатся в иных школах. Так не безнравственно ли предлагать для других - чужих - детей другие условия образования? Ужасно делить детей на своих и чужих.

    Проще всего не замечать проблему, замалчивать ее. Рассчитывать на то, что авось пронесет. Не государственный, не гуманный это подход. Не пронесет. Будут расти ряды больных, плохо приспособленных к жизни. На карте - будущее страны, ее национальная безопасность. Это необходимо осознать на всех уровнях власти. Новая Государственная Дума приступила к работе. Наверняка с ее трибуны зазвучат голоса о значимости решения социальных проблем. Так вот одна из главных среди них - здоровье подрастающего поколения. Оно не придет само по себе, для него нужно создавать условия.

    Поделиться