30.12.2003 01:10
    Поделиться

    Уплывшие миллионы

    В ноябре в Краснодар из Москвы пришли 546 государственных жилищных сертификатов. Они предназначались семьям, не попавшим в основные списки пострадавших от июньского наводнения. Эти люди настолько устали за время хождения по судам и различным чиновничьим кабинетам, что, кажется, до сих пор не верят своему счастью. Многие из них стояли в пикетах, выходили на митинги, просили и требовали, пока, наконец, были услышаны.

    Местные власти ссылаются на то, что пострадавшие сами виноваты: кто-то не был прописан, другие не оформили вовремя свое право на жилье, а некоторые дома развалились уже после того, как сошла вода. Но многочисленные московские комиссии, побывавшие на Кубани, сделали вывод, что в ряде случаев в волоките виноваты чиновники. К примеру, в Новокубанском районе с самого начала составление списков пострадавших было так запутано, что в них долго не могли разобраться федеральные власти.

    Да и бюджетные средства в ряде случаев тратились, что называется, "на глазок". Это подтвердили результаты трех проверок КРУ Министерства финансов РФ в Краснодарском крае. По результатам этих проверок был возбужден ряд уголовных дел. Так, в ходе одного из них выяснилось, что около 300 тысяч рублей жителям Новокубанского района были выплачены незаконно. Следствие продолжалось почти год, но в итоге уголовное дело прекратили на том основании, что "...необоснованные выплаты материальной помощи гражданам не являются значительными". Мол, 298 тысяч рублей при общем материальном ущербе 870 миллионов являются песчинкой в море, а чиновники "ошиблись" не по злому умыслу, а потому что " их должностные обязанности не были доведены до них в надлежащей форме и сроки". Да и нарушения со стороны должностных лиц "не охватываются нормами уголовного закона и подлежат рассмотрению в административном и дисциплинарном порядке", - в частности говорится в постановлении о прекращении уголовного дела.

    По-разному сложилась судьба фигурантов этого дела. Начальник отдела экономики и прогнозирования администрации Новокубанского района Татьяна Драгун, ответственная за составление списков пострадавших, получила взыскание за халатное отношение к своим обязанностям и через некоторое время была уволена. О неполном служебном соответствии предупредили мэра Новокубанска Александра Соловьева. Позже его также благополучно отправили в отставку. А главу Новокубанского района Игоря Мячина вообще "покрыли" высокопоставленные земляки из краевой администрации. Мячин добровольно сложил с себя полномочия, после чего перебрался из одного начальственного кресла в другое: был назначен заместителем генерального директора краевого департамента сельского хозяйства и продовольствия.

    Легким испугом отделался и глава Успенского района Василий Колыхайло. Уголовное дело в отношении него возбудила прокуратура Южного федерального округа, обвинив Колыхайло в халатности. По долгу службы глава является начальником гражданской обороны района. Однако, получив две телефонограммы о возможном подъеме уровня воды в реках Кубань и Уруп в связи со сбросом воды из водохранилищ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, Василий Колыхайло в течение 12 (!!!) часов, что называется, ждал у моря погоды. Силы и средства, призванные действовать в режиме чрезвычайной ситуации, не были подготовлены, а население не проинформировано о надвигающейся беде. Спохватились, когда реки вышли из берегов, а уровень воды в них поднялся от трех до шести метров. В итоге 11 населенных пунктов района оказались частично или полностью затопленными, семь человек погибли... Это громкое уголовное дело хотя и довели до суда, но закончилось оно пшиком: Василий Колыхайло получил наказание... в виде лишения права занимать руководящие выборные должности в органах государственной власти сроком на три года.

    Самым "урожайным" на уголовные дела, возбужденные по фактам незаконного получения бюджетных средств, выделенных на ликвидацию последствий наводнения, оказался Курганинский район. Здесь осудили заместителя главы администрации района Сергея Кузьменко и главу города Курганинска Сергея Решетникова. Не мудрствуя лукаво, чиновники дали указание своим подчиненным составлять акты обследования домовладений для определения ущерба без выезда на место. Кузьменко даже изготовил "факсимиле" своей подписи, которым его подчиненные заверяли липовые акты. В результате субсидии получили некоторые семьи, чье жилье или вообще не пострадало, или было разрушено частично. Ущерб государству составил свыше миллиона рублей. Оба чиновника отстранены от своих должностей и получили наказание в виде штрафа, сумма которого в данной ситуации выглядит просто смешной: полторы тысячи рублей Кузьменко и семь тысяч рублей Решетникову. Следствием установлено, что землеустроитель Галина Матюнина вносила в официальные документы заведомо ложные сведения о сумме ущерба, однако суд в отношении нее вовсе прекратил уголовное дело с формулировкой "в связи с изменением обстоятельств". Каких именно - не уточнено. Матюнина, как стало известно, продолжает трудиться на прежней должности.

    Некоторые местные жители того же Курганинского района восприняли подобные действия чиновников как руководство к действию. Так, мать и сын Власенко разрушили часть своего дома, в результате чего строение было признано не пригодным для проживания, и они получили субсидию в размере 308 460 рублей. Еще дальше пошел другой житель города Курганинска - Михаил Комбаров. Сначала с помощью фиктивного акта, "состряпанного" землеустроителем Матюниной, он получил 50 тысяч рублей якобы за полностью "уплывшую" мебель и гардероб, а затем прикинув, какой куш может "урвать" из госбюджета, разрушил две стены собственного дома, в котором проживала семья из восьми человек. При полном попустительстве местных властей Комбарову удалось получить свыше миллиона рублей. Обман раскрылся, и суд приговорил Комбарова к пяти годам лишения свободы условно. При этом выданный ему государственный миллион гуляет сам по себе (почти по Гоголю), и осужденный, похоже, возвращать его не собирается, ссылаясь на то, что теперь, когда жилище разрушено, его большая семья без этого миллиона может оказаться на улице...

    А сотням людей, действительно нуждающихся в неотложной помощи, пришлось больше года добиваться справедливости. Как, к примеру, семье Вдовенко из Успенского района, о судьбе которой наша газета писала уже не раз. Ирина, ее муж и двое сыновей едва не погибли во время наводнения. 12 дней в их старенькой хатке стояла вода, но местные власти даже не включили Вдовенко в списки пострадавших. Решением суда еще 8 октября прошлого года было признано право этой семьи на получение всех государственных субсидий как полностью утративших жилье и имущество. Но только на днях Вдовенко наконец получили долгожданный сертификат. Ирина сказала, что в Успенском районе они точно не останутся.

    На невеселые мысли наводит анализ расходования местными властями средств из так называемого резервного фонда. Согласно Бюджетному кодексу деньги могут быть использованы только на цели и нужды, которые заранее невозможно спланировать. Траты на ликвидацию стихийных бедствий, естественно, подразумеваются в первую очередь. Однако проверка, проведенная краевой прокуратурой, выяснила, что в городах и районах края, пострадавших в прошлом году от наводнения, из резервного фонда выплачивались внушительные суммы на проведение различных торжественных мероприятий, поддержку казачества и даже... приобретение канцтоваров, как это произошло в Тбилисском районе. В итоге, как считает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики, социальных отношений и охраны природы прокуратуры Краснодарского края Надежда Чечулина, на местах нередко рассчитывали не на собственные силы, а на помощь федеральных властей. Вот и получилось, что дорогое время было упущено, а пострадавшие дождались помощи только из Москвы.

    Поделиться