30.12.2003 04:00
    Поделиться

    Русские инвестиционные горки

          Причин столь небывалого притока капитала в первом полугодии несколько, и основная из них связана с укреплением рубля, благодаря чему он стал привлекательным инструментом размещения финансовых активов. Российским компаниям было выгодно занимать в иностранной валюте и инвестировать эти средства в рублях, а на ожиданиях повышающегося курса валюты возвращать займы. Причем объем этих заимствований, отмечают эксперты, был довольно крупным. Одновременно в страну пришел в январе - феврале и иностранный капитал, покупая рублевые государственные и негосударственные ценные бумаги.

         То, что ситуация, связанная с "дедолларизацией" активов, может повернуться в обратную сторону, эксперты предрекали еще летом. Для этого было достаточно либо ослабить рубль, либо выравнивать доходность с рублевыми и валютными инструментами. К концу лета все "сливки", которые можно было снять на такого рода операциях, закончились, и поток капиталов двинулся в более привычном для него направлении - за кордон. Третий квартал показал, что большая часть денег, которая пришла на российский фондовый рынок в первом полугодии, стала уходить из страны в начале второго, когда снизилась доходность по российским рублевым инструментам. Понятно, что пришедший спекулятивный капитал стал искать для себя другие, более доходные рынки, к примеру в Бразилии, Юго-Восточной Азии, где он может больше заработать.

         То, что усиление оттока капитала не носило систематического характера, показало развитие событий в последние два месяца. Во-первых, рублевые инструменты вновь стали привлекательными после корректировки на валютном рынке. И часть того же спекулятивного капитала вновь вернулась в страну. Повторимся, в октябре отток капитала сократился в шесть раз по сравнению с сентябрем и составил порядка полутора миллиардов долларов. Однако не надо забывать тот факт, что в четвертом квартале отток капитала бывает всегда выше предыдущих периодов. Связано это с сезонным фактором, когда валютная выручка экспортеров остается за границей, а иностранные инвесторы уходят из российских активов, закрывая балансы материнских компаний. Увидеть, так ли это будет на самом деле, можно буквально через пару месяцев, когда ЦБ подведет предварительные итоги текущего баланса. Так что прогноз первого зампреда ЦБ Олега Вьюгина о том, что отток капитала в этом году составит около 13 миллиардов долларов, вполне может сбыться.

         Нельзя не отметить тот факт, что в условиях нестабильного и постоянно меняющего курса рубля суммарный показатель оттока капитала не может служить индикатором инвестиционного климата в стране в целом, поскольку здесь присутствует большая спекулятивная составляющая. Более того, большой приток капитала в страну не всегда полезен, так как может создать проблемы для денежно-кредитной политики страны. В то время как отток капитала зачастую помогает их снять.

         Прогноз ЦБ, который прозвучал в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2004 год, показывает, что в следующем году наметится тенденция по сокращению оттока капитала. И он будет значительно ниже, чем в 2003 году. Если суммарно разложить прогноз ЦБ на составляющие, то мы получим такую картину: государство по долгам заплатит на пять миллиардов долларов меньше, чем в текущем году, а частный сектор вывезет из страны капитала примерно на полтора миллиарда меньше по сравнению с годом нынешним. Как сказал в беседе с корреспондентом "Российской бизнес-газеты" депутат Государственной Думы Михаил Задорнов, это достаточно оптимистическая оценка. Более того, руководство ЦБ на вопрос: а нет ли политических рисков, которые заставят деньги уйти из страны, ответило, что они уверены в своих прогнозах.

         

         Между тем

         Золотовалютные резервы России достигли уровня, способного обеспечить оплату всего поступающего импорта в течение 12 месяцев. Как отмечает ИТАР-ТАСС, по этому показателю Россия вышла сейчас на второе место в мире. На основе беспрецедентно быстрого роста этого показателя западные аналитики делают вывод, что наблюдавшийся в течение последнего десятилетия процесс "стратегического бегства" капиталов из России завершен.