27.12.2003 02:00
    Поделиться

    Президент Чехии Вацлав Клаус

    - Господин президент, вы недавно побывали в Москве. Это был первый визит президента Чешской Республики за десять лет. Как вы оцениваете итоги этого визита?

    - Прежде всего хочу сказать, что, по-моему, десять лет - срок довольно большой и необходимость такого визита назрела. Я очень рад, что нам представилась возможность встретиться с Президентом Путиным на его даче и в домашней обстановке в течение нескольких часов серьезно поговорить о проблемах чешско-российских взаимоотношений, с одной стороны, и о проблемах мировой политики, с другой.

    - Вы верно заметили, что десять лет - срок солидный. Что, на ваш взгляд, следует наверстывать прежде всего из упущенного?

    - Мне кажется, пришла пора переходить к нормальным отношениям между нашими странами, каковыми они, по известным историческим причинам, в первые годы после 1989-го не были. И потому мы искали какую-то новую форму этих отношений. На мой взгляд, проблемы есть у обеих сторон, и их надо преодолевать.

    - Какое впечатление произвел на вас Владимир Путин, установился ли у вас личный контакт с нашим Президентом?

    - У нас состоялся очень приятный разговор. В Путине я увидел политика современного типа, политика без идеологических предубеждений. Он - человек дела, который умеет нормально вести диалог и искать положительные моменты в беседе с партнером. Я человек открытый и не люблю, как говорится, "темнить" в переговорах со своими собеседниками. Мне показалось, что Путин - политик такого же склада.

    - Насколько я знаю, сейчас изучение русского языка постепенно возвращается в чешские школы и вузы. Считаете ли вы, что синдром шестьдесят восьмого года все-таки преодолен? И что вы сделали для того, чтобы он был преодолен?

    - Трудно сказать. Разные поколения относятся к 1968 году по-разному. Я знаю, что люди, которые родились, например, в 1970 году, уже не очень хорошо понимают, что случилось тогда. Но вот мое поколение, родившееся в годы Второй мировой войны, воспринимает те события, как очень важную часть своей личной жизни. Меня, например, провозгласили главным антимарксистом, антисоциалистом чехословацкой экономической науки и изгнали из академии наук. Это очень личное. Моя сестра эмигрировала за границу и живет в Швейцарии. Я с ней не виделся 15 лет. Сестра моей супруги в то же самое время уехала в Австралию. Все это очень личные переживания. То же можно сказать и о моем поколении.

    - Вы были успешным, талантливым ученым и любили свою профессию и все-таки в какой-то момент решили уйти в политику, в каком-то смысле изменить своему призванию. Почему, что повлияло на ваш выбор?

    - Это был сознательный выбор. И сделал я его, поняв, что без политики, без опоры на единомышленников, без их политической поддержки нельзя трансформировать чехословацкую экономику, общество. И в октябре 90-го года я, будучи министром финансов, согласился стать председателем так называемого Гражданского форума.

    - Вы по праву считаетесь инициатором, одним из отцов экономических реформ в Чехии. В чем вы видите различие между Чехией 90-х и Чехией, вступившей в XXI век?

    - Я бы сказал, что сейчас мы находимся в посттрансформационном периоде, когда основные вещи уже сделаны. И теперь мы живем уже в нормальных условиях без революций, без необходимости менять основы общественной, политической, экономической, социальной структур. Сейчас мы должны решить, может быть, мелкие, но важные для людей насущные проблемы без изменения сути системы.

    - Сегодня Чехия на пути в Европейский союз. Какой вы видите свою страну в Евросоюзе? И, с другой стороны, каким вы видите вообще будущее Европейского союза?

    - Я хочу, чтобы Чешская Республика в момент, когда она войдет в Европейский союз, не растворилась в нем, как кусок сахара в чае. Еще десять лет назад я не хотел, чтобы мы потерялись в ЕС. Это очень важная задача. Во-вторых, мне не хочется, чтобы попытка создания в Европе континентального государства означала ликвидацию существующих ныне государств. Но боюсь, что Европа очень быстро движется именно в этом направлении.

    Мне кажется, мы должны отстаивать наши национальные интересы, в какой бы структуре ни находились. Для меня главный вопрос - свобода, демократия, экономический рост, благосостояние людей. Это моя цель. Я не уверен в том, что Европейский союз - это какая-то идеальная структура, где эти ценности будут сохраняться.

    - Теперь хотелось бы о личном. С вашей супругой Ливией вы уже много лет вместе, она с вами приезжала в Россию и, честно сказать, очаровала всех, кто видел вашу пару. Если можно, буквально несколько слов об истории вашего знакомства, тем более ваша жена, насколько мне известно, из Словакии.

    - Встретились мы в Пражском экономическом институте. Она поступила туда через три года после меня. Но там были факультативные занятия. И так случилось, что оба мы одновременно выбрали изучение испанского языка. Тут-то и познакомились. И уже с первого урока уходили вместе. Вот такое начало.

    - И объяснились в любви по-испански раньше, чем по-чешски?

    - Вы не поняли, это был только первый урок испанского, который мы оба тогда еще толком не знали. Ливия, как вы правильно сказали, из Словакии. Но ее семья приехала в Прагу, когда она была еще маленькой девочкой. И само собой разумеется, она говорила и говорит лучше по-чешски, чем по-словацки. Выводы делайте сами. Это насчет испанского объяснения в любви.

    - Сейчас у вас трое внуков...

    - Уже пять.

    - Уже пять? Поздравляю!

    - Да, пять.

    - И хватает времени на них?

    - Вижу их не так часто, как хотелось бы. Чаще они видят меня видят по телевизору.

    - В заключение - традиционный вопрос. Господин президент, вы уже много лет знаете, что такое власть на разных уровнях. Каков вкус власти?

    - Я не чувствую эту власть, как вы говорите, на вкус. Мне кажется, что в гражданском понятии слово "власть" связано с режимом совсем другого типа, и такой власти я ни в какой момент своей политической жизни не ощущал. Предпочитаю говорить о влиянии. Так что, по-моему, четырнадцать лет я имею какое-то влияние на ход событий в своей стране.

    Интервью на основе телевизионной беседы, состоявшейся 17 декабря на Первом канале, подготовил Юрий ЕРШОВ.

    Справка "РГ"

    Профессор Вацлав Клаус - автор чешских экономических реформ. Ему 62 года. Высшее образование он получил в Праге, потом учился в Италии и в США. В политику пришел в ноябре 1989 года.

    В декабре 1989 года стал министром финансов федерального правительства Чехословакии, осенью 1990-го - лидером "Гражданского форума". В феврале 1991 года основал Гражданскую демократическую партию и стал ее первым председателем. В 1992 году после победы своей партии на выборах Клаус становится премьер-министром. С 1998-го по 2002 год - спикер нижней палаты парламента. В феврале нынешнего года избран президентом Чешской Республики.

    Вацлав Клаус любит спорт, не курит, из алкогольных напитков предпочитает пиво. Фанат джазовой музыки. Женат, имеет двух взрослых сыновей.

    Поделиться