17.12.2003 00:00
    Поделиться

    Шведы и не ведали

    У самовара – наука

    В «Клубе друзей Нобелей», который вот уже десяток лет существует в Ярославле, убеждены, что к истории самой престижной в мире премии за научные открытия следует прибавить десяток лет. Спорить со здешними «нобелевцами» не стоит – они кропотливо изучают историю знаменитой семьи, тщательно собирают все факты, относящиеся к деятельности Эммануэля Нобеля, его сыновей и внуков в России. Собравшись в Знаменской башне за трехведерным самоваром, проводят ежегодные научные конференции, на которых докладывают о своих открытиях.

    И  киноклуб «Юность», и его руководителя Рэма Юстинова в Ярославле, конечно же, знает каждый. Полвека назад молодой кинооператор создал первую в городе – да и одну из первых в стране – молодежную киностудию. Она и стала делом его жизни. За эти годы создано более 250 фильмов – подлинная летопись города, края, ярославских строек, заводов и фабрик.
    Нобелевская тема появилась у Рэма во время очередных съемок, совершенно неожиданно. Приехал кинолетописец на Рыбинскую нефтебазу, чтобы отснять кадры по случаю ее 100-летия. А что тут интересного для оператора? База – место тихое. И видит – мужики огромные железные баки режут: снопы искр, грохотанье металла… Отснял и так, и эдак. А потом спрашивает:

    – Почему режете-то?

    – Да не годятся уже, емкости маловаты. Это еще от Нобеля остались! А металл хороший, мы его потом на погреба используем…

    Нобели к чинам не стремились

    Вернулся в Ярославль – и сразу к нефтяным руководителям: остановите резчиков,  надо сохранить баки для истории!

    – А какова их история, я и сам не знал, – рассказывает Рэм Александрович. – Про Нобелей, конечно, слышал, но о том, что они каким-то боком с Россией связаны, с нашим Верхневолжским краем, мы тогда и не ведали. Это же все замалчивалось. Кинулся к историкам, краеведам...

    И первые собранные материалы убедили начальников, баки сохранили. Теперь руководители одной из крупнейших в стране нефтекомпаний при всяком торжественном случае непременно упомянут: у истоков фирмы сами Нобели стояли!

    – Нобели предопределили бурное развитие Ярославской области – ее нефтехимический «профиль», – свидетельствуют историки. – Товарищество «Бранобель» создало в губернии целый комплекс по транспортировке, хранению и переработке нефтепродуктов.

    Почти 80 лет знаменитая семья играла виднейшую роль в деловой жизни России, и это был пример деятельного и удачливого предпринимательства. Власть, государство отмечало их чинами и наградами. А Рэм Юстинов, основываясь на своих исторических изысканиях, утверждает: «Нобели к чинам не стремились».

    «Социалка» по-капиталистически

    Огромные прибыли – в конце ХIХ века капитал компании достиг 33,6 млн. рублей – они обращали на пользу обществу, на развитие технического прогресса. Общеизвестно, к примеру, что Нобели вытеснили с российского рынка американских нефтемагнатов Рокфеллеров. Как? За счет выпуска более качественной продукции. По их заказу Дмитрий Менделеев создал новый керосин – без копоти. Кроме того, «Бранобель» освоил  выпуск и продажу керосина в мелкой расфасовке – бидонами и бочонками на три, пять и десять литров. Они просто переманили покупателя.

    Свое внимание на Ярославский край Нобели обратили в конце ХIХ века, в Верхневолжье из Царицына они переместили значительные объемы перегрузки нефти с воды на железную дорогу. Теперь нефтеналивные суда прямиком с бакинских промыслов – по Каспию и Волге – шли до Рыбинска, где была устроена крупнейшая нефтебаза. А уже отсюда продукция товарищества  шла во многие российские города и за границу. В Угличе и Ярославле были открыты бондарные производства, а в Рыбинске – судостроительная верфь. Был Нобелями приобретен и завод минеральных и осветительных масел в селе Константинове – ныне Тутаевский НПЗ им. Менделеева. Этот заводик стал и научной лабораторией, и опытно-промышленным полигоном для создания десятков новых нефтепродуктов, здесь работали многие известные российские ученые-химики, приглашенные Нобелями.

    Занозистая, бойкая на язык ярославская пресса начала ХХ века не только обходит критикой предприятия товарищества «Бранобель», но и с уважением рассказывает об устройстве быта его рабочих. И действительно, каждый новый промышленный объект сопровождается возведением жилья и больниц для рабочих, школ и технических училищ.

    Первая Нобелевская – российская

    Почти двести человек собрал под свое крыло «Клуб друзей Нобелей». Среди них – и потомки тех, кто работал в товариществе «Бронобель». В их архивах нашлись любопытные мемуары, документы, фотографии. По воспоминаниям рабочих, когда Людвиг Нобель приезжал на свой завод или нефтебазу, то первый день посвящал производству, а второй – быту рабочих. Посещал квартиры, школу, больницу. За непорядок спрашивал строго, особо сурово, говорят, взыскивал за каждую каплю нефти, пролитую в Волгу.

    А с Нобелевскими премиями, по свидетельству ярославских летописцев знаменитой семьи, вот какая история.

    В 1889 году, в год смерти Роберта Нобеля, его братья Людвиг, возглавлявший российскую ветвь семьи, и Альфред – глава зарубежной ветви – учредили специальную премию за высшие научные достижения. И первую Нобелевскую премию в размере полутора тысяч рублей золотом – огромная по тем временам сумма – получил инженер Александр Степанов за разработку теории горения.

    Впоследствии Русскому техническому обществу был выделен капитал в шесть тысяч рублей с тем, чтобы на проценты от него каждые три года обществом выдавалась золотая медаль и премия за лучшие работы в области металлургии и химии.

    Поэтому завещание Альфреда, оставившего свое наследство в пользу учрежденной им премии для тех, «кто окажет наибольшие услуги человечеству», не просто имеет свою предысторию – эта возвышенная идея была проверена практикой российских Нобелевских премий, широкой благотворительностью, направленной на поддержку как российских научных учреждений, так и отдельных русских ученых.

    Поздравили и пригласили

    У «Клуба друзей Нобелей» грандиозные планы. Те самые, спасенные от газорезки, нефтяные баки по мысли энтузиастов должны наполниться новым содержанием. Уже разработан невероятный проект, по которому в одном из них разместится музей, в другом – концертный зал, далее – ресторан и т. д. В общем, будет здесь туристский нобелевский центр. А подвозить любопытствующих будут на корабле «Нобель» – точной копии старинного судна, построить его намерены на «родовой» нобелевской верфи – местном судостроительном заводе. Безумная идея? Как знать.

    А пока материалы для будущего музея копятся в Ярославле – в Знаменской башне. И на стенде «Нобелевские лауреаты. СССР – Россия» появились новые фотографии – нынешних лауреатов Гинзбурга и Абрикосова.

    Кстати, им – вместе с горячими поздравлениями – ярославские «нобелевцы» послали и приглашение в гости.

    Поделиться