11.12.2003 04:25
    Поделиться

    Хулить врача - смертельный грех

    - Считаю, что ситуация, которая сложилась в России с трансплантологией, другим словом как нетерпимая назвать сложно. Умирают люди. Люди, которых можно было бы спасти.

    Пересаживать или не пересаживать органы - вопрос, на мой взгляд, не столько медицинский или биологический, сколько общечеловеческий. Он носит больше гуманистический характер. В гражданском, демократическом обществе это должен быть свободный выбор каждого человека. Лично я, если бы передо мной встал такой вопрос, вряд ли согласился на пересадку: сколько человеку Богом отмерено, столько он и проживет. Впрочем, категоричным быть не могу. Не исключено, что это мнение человека, который здоров и рассуждает отстраненно. Но у человека, реально оказавшегося в подобной ситуации, меняется все мировоззрение. Возможно, я не исключение.

    Все профессии от людей и только три от Бога - судить, учить и лечить.

    В опубликованной заметке приводятся слова, написанные в Испании на входе в церкви: "Не бери с собой на небо органы. Они там не нужны". Но, повторюсь, выбор в каждом случае только за страдающим больным. И абсолютно безнравственно и бесчеловечно его в этом выборе ограничивать.

    Теперь буду говорить как министр. В трасплантологии, как и в любом ином виде человеческой деятельности, в принципе, возможны нарушения. Но их можно ликвидировать. Для этого нужно убрать все разногласия в законодательстве. Об этом говорилось на заседании Правительственной комиссии по охране здоровья граждан. Необходимо усилить деятельность этических комитетов, общественных организаций, работающих в сфере здравоохранения, для того, чтобы сделать абсолютно прозрачной ситуацию в столь щепетильном деле как пересадка человеческих органов. Такая работа ведется. Я уверен: как только законодательство придет в норму, система заработает. И Лист ожидания не будет столь долгим.

    Но сегодня, пользуясь случаем, хочу взглянуть на проблему шире. Скандал с пересадкой органов, муссируемый средствами массовой информации, - лишь частный случай "охоты на ведьм" в нашей многострадальной отрасли. В последнее время стало модным, чуть ли не престижным, шельмовать медиков в СМИ. Врачей и медсестер представляют в лучшем случае бессовестными взяточниками и вымогателями, в худшем - этакими "убийцами в белых халатах" или по меньшей мере необразованными шарлатанами, которые одним взмахом скальпеля лишают человека не только здоровья, но и жизни.

    Я все время задаю себе вопрос: почему журналисты, в большинстве своем имеющие самое общее представление о медицине, считают возможным жестко судить о ней? На мой взгляд, они уподобляются тем обывателям, которые убеждены, что о медицине, как об искусстве или воспитании, может судить любой. Но результат таких журналистских рассуждений гораздо опаснее, чем обывательские пересуды. Одна статья, один репортаж, один даже маленький сюжет в теленовостях о врачах-убийцах - неважно, будут это трансплантологи или акушеры-гинекологи, - и завтра сотни, а то и тысячи людей побоятся идти на прием к врачу. Недаром средства массовой информации называют "четвертой властью". Влияние их на умы и общественное мнение огромно! Журналистский диагноз медицине поставлен. Общество в панике...

    И сколько жизней здесь теряется, увы, никто никогда не считал. А надо бы! Но даже это, представьте, не самое страшное. Страшнее то, что даже те, кто все-таки идет к врачам, уже им не доверяют. Как врач с многолетним стажем скажу: без доверия к врачу исцеление невозможно. Вспоминаю одного своего пациента с пороком сердца, которому нужна была срочная операция. Не только и не столько страх перед предстоящей операцией, сколько недоверие ко мне, тогда еще молодому врачу, заставили его перепроверять мой диагноз в нескольких клиниках. На это ушли месяцы. Время было упущено, человека спасти не удалось. Этот случай помню до сих пор.

    Помню и причину его недоверия ко мне. Не в моей молодости была она. В свое время этот пациент начитался заметок о деле "врачей-убийц". Они впечатлили и по сути дела убили его самого. То, что дело было сфабриковано, выяснилось позднее, о чем публично объявили. Но его мнения это уже не изменило. Сработал стереотип - он считал, что дыма без огня не бывает. И, знаете, я уверен: сегодняшние читатели и зрители в большинстве своем настроены так же, как тот мой пациент.

    Хочу сказать и еще об одном прискорбном аспекте этой проблемы, о котором мало кто знает и над которым мало кто задумывается. Во врачевании всегда есть доля риска: человеческий организм не машина и однозначных решений в процессе лечения не бывает. Мало того, что некоторые медики после подобных "информационных кампаний" уходят из профессии. Многие врачи начинают лечить пациентов с оглядкой, стараются не рисковать, дабы не быть ошельмованными и публично причисленными к "врачам-убийцам". А как быть в тех случаях, когда только рискуя, рискуя обдуманно и оправданно, врач может спасти здоровье и жизнь пациента?! Как быть с теми девочками и мальчиками, которые хотели, мечтали и должны были стать врачами, но после подобных статей изменили свое мнение и теперь будут работать без интереса и пользы для себя и государства в другой, может быть, очень хорошей, но не их профессии?

    Не устаю повторять: все профессии от людей и только три от Бога - судить, учить и лечить. Хулить врача также безнравственно, как хулить Бога. И расплата за эту хулу неизбежна.

    Только что закончилась избирательная кампания, прошли выборы в Государственную Думу. Некоторые претенденты в своей предвыборной агитации более всего оперировали данными о социальном положении россиян. А здравоохранение, медицина оказались самой козырной картой. И ее разменивали без зазрения совести. Порой казалось, что все наши беды от того, что врач Н. не выписал нужный рецепт, а врач К. залечил больного насмерть, и т. д. и т. п. Неважно, что многие факты брались с потолка - дело привычное, когда вопрос идет о собственном реноме.

    Почему же никто не думает о реноме, жизни и здоровье незаслуженно оскорбленных медиков?! Мало того, что врачи живут в постоянном стрессе, переживая за жизнь и здоровье своих пациентов, мало того, что держа в своих руках нить жизни другого человека, врач умирает и воскресает вместе с ним. Теперь по их нервам и здоровью бьют увесистые оплеухи и пощечины громких статей о "негодяях в белых халатах". Мало кто знает, что врачи живут гораздо меньше и болеют гораздо чаще представителей прочих профессий. Причина этого - хронический стресс. Так средний век кардиохирурга или анестезиолога-реаниматолога, работающего в кардиохирургии, по результатам ряда исследований равен... 42 годам плюс-минус 7 лет. Пожалуй, самое время сказать - будьте бережны к своим врачам.

    Прошу быть правильно понятым: речь не о преступлениях, которые возможны и в нашей отрасли. Преступник, в том числе и врач, и медсестра, должен быть наказан. А преступление в гражданском обществе может быть достоянием гласности. Речь о врачебных ошибках, от которых никто не застрахован. О мере ответственности медика в данном случае могут судить только специалисты и никто иной! Я абсолютно не согласен с Лигой защитников прав пациентов и ее лидером, которые не нашли ничего лучшего, как клеймить людей в белых халатах на страницах популярных изданий, сваливая в одну кучу и преступления, и ошибки, и непроверенные факты. Популярности они добились. Правда, сомнительной популярности! Поскольку цена ее - здоровье и жизни не тех людей, которых якобы погубили огульно обвиненные ими врачи, а тех людей, которые после подобных публикаций не обратились за медицинской помощью. Какая же это защита пациентов? Минздрав России всегда открыт для конструктивного диалога и сотрудничества со всеми общественными организациями. Защита прав пациентов - один из важнейших приоритетов нашей работы.

    Об отечественной медицине принято судить по медицине столичной. Здесь средоточие научной медицинской мысли, передовых технологий, крупнейшие лечебно-диагностические центры и... самые острые проблемы. Так было всегда. Но почему по тем вопиющим и документально подтвержденным фактам халатности, мздоимства, бездушного отношения к больному в некоторых конкретных клиниках, о которых писали и пишут СМИ, судят о всей российской медицине? Почему из-за одного-двух дельцов от медицины страдают тысячи российских врачей-бессребреников? Почему ставится позорное клеймо на всю нашу многострадальную, жертвенную и героическую отрасль?

    Видимо, для многих журналистов притягателен любой негатив. Как гласит французская журналистская пословица, "Где нет трупа, там нет и новости". Но платой за такие новости о медицине фактически становится гибель напуганных журналистами и не пошедших лечиться больных людей. Поэтому, мне кажется, уместно говорить не только и не столько об ответственности врачей, возможно, и ошибшихся, но ошибшихся не по злому умыслу, а об ответственности журналистов, разносящих по всей стране вирус тотального недоверия к отечественной медицине.

    Впрочем, не хочу быть таким же огульным хулителем и оговорюсь, что большинство журналистов, серьезно занимающихся медицинской тематикой, - сильные профессионалы, которых я искренне уважаю. Проблема, похоже, заключается в том, что за шумом искусно раздуваемых сенсаций и громких скандалов спокойные, взвешенные рассуждения остаются практически незамеченными. Не исключаю, что некоторые представители нашего медицинского цеха в погоне за дешевой популярностью либо из черной зависти сознательно вводят журналистов в заблуждение, понося своих коллег. Бог им судья.

    А сейчас вернусь к началу нашего разговора, к письму пациентов из Листа ожидания на пересадку печени. Следствие следствием. И если есть действительно виновные, они понесут наказание. А я как министр здравоохранения страны сделаю все возможное, чтобы трансплантология в нашей стране вышла, наконец, из затянувшегося кризиса. Слишком велика цена всей этой шумихи, поднятой вокруг трансплантологии да и всей медицины. Тот случай, когда вместе с водой из купели выплескивают младенцев. Я врач. Я на стороне пациентов и, естественно, врачей. Каждая врачебная ошибка, даже каждое врачебное преступление - это частный случай. Обобщения тут неуместны. Более того, они смертельно опасны.

    Поделиться