09.12.2003 16:37
    Поделиться

    Поэтажная проверка

    - Александр Васильевич, каким критериям должен соответствовать соискатель лицензии?

    - Требования и условия лицензирования определены постановлением Правительства. В организации должно быть не менее половины руководителей и специалистов с высшим профессиональным образованием и как минимум пятилетним стажем работы в данной сфере. Причем не реже чем раз в пять лет они обязаны повышать квалификацию. Обязательным является наличие системы контроля качества, необходимого технического оснащения. К индивидуальным предпринимателям предъявляются аналогичные требования.

    Вердикт выносит Лицензионная комиссия Госстроя России. В нашу задачу входит оказание информационно-консультативных услуг соискателям в составлении и правильном оформлении документов.

    - Не секрет, что существуют фирмы, готовые в обход установленных правил за умеренную плату обеспечить желающих лицензией быстрее, чем за официальные два месяца. Не составляет ли такой "бизнес" конкуренцию ФЛЦ, не превращает ли лицензирование в так называемую избыточную функцию ведомства?

    - К сожалению, недобросовестные и нечистые на руку люди имеются в любой сфере. Можно, к примеру, не обучаясь, купить водительские права, дать взятку автоинспектору. Но, согласитесь, неразумно ставить под сомнение систему организации и безопасности дорожного движения.

    Последствия брака в работе изыскателей, проектировщиков и строителей бывают намного серьезнее и трагичнее происшествий на дорогах. Причем зачастую они связаны именно с человеческим фактором - некомпетентностью исполнителей.

    Добавлю, что лицензированные организации и индивидуальные предприниматели регулярно проверяются на соответствие установленным лицензионным требованиям. С начала текущего года приостановлено действие лицензий более чем в 2100 случаях. Примерно столько же сделано предупреждений. Аннулировано 10 лицензий. Тот, кто нарушает закон, должен сознавать свою ответственность.

    Кроме того, лицензирование позволяет создавать своего рода профессиональную историю изыскателей, проектировщиков и строителей, определять их рейтинг на рынке. В базе данных реестра лицензий Госстроя зафиксировано, кто, когда, где и как справился с договорными обязательствами. Доступ к этой информации открыт для потенциальных заказчиков. Подобная практика не менее важна, чем кредитная история в банковском деле.

    - Что показывают проверки?

    - Из выявленных нарушений 36 процентов связано с отступлением от строительных норм и правил, несоблюдением норм безопасности и условий труда, низким качеством производства работ. 51 процент приходится на недостоверность сведений, представленных лицензиантом о местонахождении, кадровом составе, технической базе, системе контроля качества. 13 процентов - это невыполнение в установленные сроки предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.

    В последнее время участились случаи катастрофических последствий воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объекты, проектирование и строительство которых велось с нарушением лицензионных требований и условий. В связи с этим первоочередное внимание в деятельности по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий уделяется проектным, изыскательским и строительным организациям, работающим в сложных условиях, в частности в сейсмоопасных зонах на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, и другим опасным природным процессам и явлениям, или там, где есть угрозы техногенного характера.

    - Как вы оцениваете предложения сократить лицензионный перечень Госстроя России, например исключить из него проектирование и изыскания?

    - Безусловно, вопрос о целесообразности лицензирования любых видов деятельности должен рассматриваться только с точки зрения критериев, установленных федеральным законом, который весьма строго подходит к проблеме ответственности за те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Виды деятельности, лицензируемые Госстроем России, полностью соответствуют этим критериям Федерального закона.

    Сокращение количества лицензируемых видов деятельности в сфере строительства и проектирования может привести к негативным последствиям и нанести непоправимый вред. Это особенно относится к проектированию зданий и сооружений I уровня ответственности, опасных производственных объектов и строек в сложных инженерно-геологических условиях. Просчеты в проектировании могут привести к гибели людей и значительным материальным потерям.

    Инженерные изыскания для строительства как специальный вид деятельности обеспечивают комплексное изучение состояния территорий, в том числе с опасными процессами природного характера (землетрясения, наводнения, подтопления, мерзлотные и просадочные процессы, оползни, карсты, сели, лавины, цунами и др.). От полноты и качества изыскательских материалов зависит достоверность информации об окружающей среде, а также возможность обеспечения безопасности зданий, сооружений и населения. Скрытый характер практически всех этапов инженерных изысканий требует исключительных мер государственного регулирования этого вида деятельности.

    В случае отмены лицензирования таких важнейших видов деятельности, как проектирование и инженерные изыскания для строительства, государство может оказаться бессильным перед многочисленными проектно-изыскательскими фирмами зачастую с низким уровнем их профессионального состава и технологически неподготовленными к выполнению взятых обязательств.

    Напротив, при внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" целесообразно включить в перечень разработку градостроительной документации и эксплуатацию инженерной инфраструктуры поселений.

    В условиях слабости рыночных институтов отмена лицензирования и соответственно государственного регулирования, а также замена лицензирования альтернативными методами преждевременны. Ослабление государственного регулирования приведет к ухудшению качества строительной продукции, необоснованным градостроительным и проектным решениям, снижению безопасности эксплуатации объектов, а следовательно, безопасности каждого российского гражданина.

    - Наверное, грядущая административная реформа не допустит угрозы безопасности?

    - Надеюсь, что так.

    Предстоит подготовить предложения по более четкому разграничению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование деятельности по реставрации объектов культурного наследия, геодезии и картографии, гидрометеорологии, эксплуатации тепловых и электрических сетей (в части их ремонта), обеспечения пожарной безопасности. Необходимо более активно сотрудничать с МЧС, Госгортехнадзором и их территориальными подразделениями при определении соответствия соискателя лицензии выполнять разработку инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также при намерении соискателя лицензии осуществлять проектирование опасных производственных объектов.

    Поделиться