08.12.2003 00:26
    Поделиться

    Последний рывок

    - Сейчас уже понятно, что за СПС проголосовали миллионы людей, - бодрился Немцов. - Хотя, конечно, для нас совершенно очевидно, что руководство "Союза правых сил" должно тщательно проанализировать и ход предвыборной кампании, и вообще положение дел в демократическом лагере.

    На вопрос "РГ", какие именно ошибки, на его взгляд, совершил в последние месяцы СПС, Немцов туманно ответил: "Я вас уверяю, что оргвыводы будут сделаны в ближайшие дни".

    А вот Чубайс признался, что фактически ощущает себя в роли легендарной Кассандры: несколько дней назад он, по собственным словам, предсказал победу "национал-социалистических сил".

    - И вот теперь они побеждают. К сожалению, у нас в стране очень мало кто осознает, какую угрозу эти силы представляют.

    По словам главы РАО "ЕЭС России", истоки столь неудовлетворительного для СПС положения дел следует искать прежде всего внутри самой партии (при этом Чубайс грозно посмотрел на переминавшихся с ноги на ногу Немцова и Хакамаду).

    Впрочем, сам Чубайс преисполнен решимости бороться за "светлое демократическое будущее России".

    - Ничего катастрофического пока не произошло. Просто борьба за демократию и прогресс будет более долгой, чем я ожидал, - признался Анатолий Чубайс.

    Красные шапочки

    по дороге в Думу

    Нина Рузанова

    "С Днем вас!" - поздравили меня в штабе "Родины" седьмого декабря. Как говорится, коротко и ясно.

    Вечером седьмого декабря штаб "Родины" напоминал муравейник, из которого торчали микрофоны и штативы кинокамер. Активистов блока можно было отличить от десятков журналистов российских и зарубежных СМИ только по красным бейсболкам с надписью "За родину!". Правда, появившийся в штабе на краткие минуты между телеинтервью Сергей Глазьев был без красной шапочки. Зато он на полном серьезе заявил, что "Родина" ни у кого не отбирала голоса, а работала с думающими людьми. И результат этой работы закономерен. Глазьев растворился в телеэфире. А его "одноблокчане" на правах триумфаторов продолжали давать лихие комментарии. К примеру, Георгий Шпак, раскрасневшийся, как бейсболка, заявил, что "Яблоко" в Думу не пройдет. Геращенко же навязчиво отрицал, что "Родина" была создана Кремлем ради того, чтобы отнять голоса у коммунистов. И намекал, что в конце концов электорат "Родины" оказался тем же, что и у "Единой России". Только думающим.

    - Мы создавались не для того, чтобы отобрать голоса у коммунистов. Мы - для интеллигентного избирателя, "красно-коричневое яблоко" по сути. За "Единую Россию" голосуют тоже "наши люди", но трусливые: они не любят олигархов, но любят Президента. А он олигархов вроде бы начал прижимать, - рассказал один из активистов "Родины". И тут же, словно забыв про "интеллигентного избирателя", неожиданно продолжил: - Я вот на такси езжу на работу, и знаю - все таксисты в Москве за нас...

    Так и не заметив собственной нелогичности, активист напяливает красную бейсболку с надписью "За родину!" и уходит в толпу.

    Все спрашивают о причинах победы - как, мол, вам удалось?! "Закономерный результат работы с думающими людьми", - отвечает Сергей Глазьев, на секунду выныривая из телеэфира (его рвут на части все каналы, и вид у него слегка растерянный). "Мы - патриоты, и это главное!" - напоминает Георгий Шпак, "воюющий" с журналистами почти в одиночку. "Этого мало для работы в Думе!" - возражают ему. "А у нас есть опытные политики: Глазьев, Рогозин... Рогозин..." - "Глазьев!" - так и хочется поддакнуть генералу. А что остается?..

    В это время в другой комнатке штаба, который весь состоит из закоулков, Виктор Геращенко противоречит Георгию Шпаку. Видимо, "одноблокчане" не успели договориться, опытный Глазьев политик или все-таки нет. Для генерала - опытный. Для банкира - отнюдь. "Девять месяцев Глазьев работал в Правительстве - это разве срок? - вздыхает розовощекий Геращенко с красным значком "За родину!" на груди. - И было это десять лет назад. Нет, на президентские выборы он не пойдет, зря вы об этом. Не дорос еще..."

    Красных шапочек на головах активистов становится все больше - видимо, это часть сценария Дня. "А "Родина", со своей национальной идеей не скатится в национал-социализм, в шовинизм?" - опасаются многие наблюдатели. "Нет!" - вновь четко, по-военному отвечает Шпак. "А что вы будете делать в Думе?" - почти умоляя, пытаются узнать у лаконичных политиков самые отчаянные. "Примем законы и все удвоим: пенсии, зарплаты, ВВП", - обещает Глазьев, продираясь сквозь микрофоны. Хорошо, что Геращенко заблудился в закоулках и этого не слышал...

    Песни Жириновского

    Владимир Кузьмин

    В штабе ЛДПР царила скорее праздничная, нежели рабочая атмосфера. Во дворике были развешаны синие флаги, а на два соседних переулка пел Владимир Жириновский. Не вживую, конечно, - из динамиков доносились популярные шлягеры в исполнении лидера партии. Помощники Жириновского буквально на ходу докладывали предварительные результаты, получаемые скорее всего от собственных наблюдателей в дальневосточных регионах России.

    К часу ночи активность в штабе ЛДПР поубавилась. Все это время активистам приходилось коротать без своего лидера, который выступал на телеканалах. Однако незримое присутствие Жириновского все же ощущалось: диск с песнями Владимира Вольфовича играл уже, наверное, в

    50-й раз. Рабочее затишье лишь изредка прерывалось радостными криками и смехом. В разговорах с представителями штаба последние признавались, что сомнений прохождения партии в Государственную Думу у них не было. А на повестку дня встал вопрос, смогут ли либерал-демократы удержать второе место. Пессимизм в них вселяли Москва и Санкт-Петербург, где ЛДПР регулярно выбирается неудачно. Комментируя ход выборов, штабисты в непечатных выражениях говорили, что их наблюдатели зафиксировали большое количество нарушений. Правда, какого характера они были, молодые люди углубляться не стали.

    Опять все

    сфальсифицировали

    Владимир Кузьмин

    АБСОЛЮТНО противоположную картину можно было наблюдать в штабе Коммунистической партии. "Настроение нормальное, деловое, рабочее", - заметил секретарь Центрального комитета партии по идеологии Олег Куликов. В здании "Росагропромстроя", где и расположился коммунистический штаб, царила практически гробовая тишина.

    Однако первое впечатление оказалось обманчиво - работа шла полным ходом. В закрытое от постороннего глаза помещение от наблюдателей партии стекалась информация с избирательных участков. И эти данные явно не радовали лидеров КПРФ, все это время находившихся в штабе. Параллельный подсчет результатов голосования, проводившийся коммунистами, красноречиво говорил о том, что партия повсеместно в восточной части страны теряла по 3-5% голосов, а их преследователи либерал-демократы, наоборот, набирали больше обычного. При таком раскладе Куликов тешил себя надеждой, что в западных регионах КПРФ наберет больше. Но, как потом выяснилось, в европейской части России коммунисты фактически провалили выборы по сравнению с прошлыми.

    Геннадий Зюганов длительное время не желал выходить к представителям прессы. За него приходилось отдуваться однопартийцам. Так, первый секретарь Московского горкома Александр Куваев выступил с информацией о фальсификации выборов в столице. С его слов складывалось впечатление, что в Москве, где количество наблюдателей, в том числе иностранных, на одном участке больше, чем в остальных регионах, махинации случались практически везде. Куваев заявил, что система фальсификации тщательно планировалась и носила, естественно, административный характер. В частности, в избирательные списки включали недавно умерших людей, конечно же, зафиксированы вбросы бюллетеней в урны, причем в количестве от 50 до 200. Кроме того, активисты партии провели операцию "19.50" - за десять минут до окончания голосования, по словам Куваева, московские коммунисты массово пошли делать свой гражданский выбор. Но оказалось, что это уже сделали до них. Между тем партии, собиравшиеся совместно с КПРФ контролировать ход голосования, - "Союз правых сил" и "Яблоко" - не заявляли о каких-либо серьезных нарушениях.

    Лишь через 1 час 40 минут после завершения выборов Геннадий Зюганов с однопартийцами вышли к журналистам. Легкое напряжение и дрожь в голосе выдавали расстройство и негодование - на тот момент Коммунистическая партия, по данным Центризбиркома, уступала ЛДПР около 5-6%. "Вы все участвуете в омерзительном мероприятии, которое почему-то называют "выборами". То, что вы видите, это не просто кризис демократии: результаты подгоняются под цифры, озвученные несколько недель назад", - заявил Зюганов. Общение было очень коротким - раздосадованный Зюганов в резкой форме отказал Первому каналу в прямом эфире из штаба, сославшись на то, что его долго не пускали в эфир.

    Надежда

    умирала всю ночь

    Павел Дульман

    НЕСКОЛЬКО десятков журналистов ждали Григория Явлинского начиная с девяти часов вечера. На первые результаты, озвученные Александром Вешняковым и не очень утешительные для партии, сотрудники штаба, преимущественно юноши и девушки восемнадцати-двадцати лет, восприняли стоически и никаких признаков разочарования не проявили. Они спокойно ждали лидера. Закономерное возмущение у некоторых штабистов вызвала только оговорка диктора ОРТ, который назвал "Яблоко" блоком, а не партией. Возможные аллюзии с "Родиной" никак не устраивали молодых демократов.

    Лидер приехал через несколько минут. Григорий Явлинский стремительно вошел в зал и занял место за столом напротив десятка телекамер. В этот момент лидер "Яблока" был похож на настоящего политического бойца - походка стремительная, взгляд решительный, ответы короткие.

    Григорий Явлинский не стал злорадствовать по поводу еще худших результатов заклятых союзников - СПС. Он заявил, что в случае, если СПС не пройдет в Госдуму, его партия возьмет на себя всю ответственность за либеральное направление в парламенте, хотя будет лучше, если они пройдут.

    Ожидаемо высокие результаты "Единой России" и неожиданно высокие показатели "Родины" Григорий Явлинский объяснил просто: это результат политики, проводимой российскими властями последние четыре года. За это время исчезли независимые СМИ, власть стала грубее вмешиваться в предвыборную кампанию, да и сам институт парламентаризма утратил былую роль. Сейчас, по мнению Явлинского, в России произошло сращивание бизнеса и власти, то есть каждый чиновник в той или иной степени является бизнесменом. Это, вкупе с другими негативными факторами, создает фундамент для возникновения авторитаризма.

    - Результаты выборов были известны еще вчера-позавчера, - внезапно заявил Григорий Алексеевич.- Сегодня их только обнародуют.

    На вопрос, чем партия намерена заниматься в Госдуме, если, конечно, пройдет, Явлинский эмоционально заявил:

    - Кому-то нужно писать законы. Неужели вы думаете, что этим будет заниматься ЛДПР?!

    Показатели "Яблока" колебались всю ночь. Официальные результаты расходились с социологическими опросами, что позволяло окончательно не умереть надежде. Приехавший в штаб Сергей Митрохин заявил о вопиющих нарушениях на участках одномандатного округа, где он баллотировался. Владимир Лукин говорил о том, что хотя политический ветер дует и не в сторону демократии, они все равно будут отстаивать свои принципы. Вообще, по уверениям главных лиц партии, в такой ситуации они оказались не в первый раз, а значит, говорить о конце демократии в России пока рано. В полночь журналистов накормили бутербродами и фруктами. Меню было концептуальным: помимо яблок на столах стоял и сок "Я", естественно, яблочный.

    Единороссы

    делят новую Думу

    Анна Закатнова

    "Убедительные итоги даже по предварительным данным", - довольно улыбался журналистам глава избирательного штаба партии "Единая Россия" Юрий Волков уже в 10 часов по московскому времени. С этого момента все партийцы, усердно отбивавшиеся от прессы все воскресенье, один за другим прибывали в московский штаб в Банном переулке.

    Единороссы постоянно обновляли фуршет. На самом деле - только минералку пополам с кофе. Зато зал ресторана, расположенного в здании исполкома партии, то и дело превращался в телевизионную студию. Каждые полчаса-час шли прямые включения, и уже осоловелые от еды и питья журналисты тупо начинали диалог с одного и того же неоконченного вопроса: "Так мы можем вас уже поздравить?" Единороссы реагировали на этот вопрос тоже одинаково - "не сглазьте". Любовь Слизка оказалась первой, кто уже просто не смог скрывать ликующие нотки в голосе, и еще до полуночи она кокетливо спорила с прессой: "Давайте подождем 3 часов, чтобы первая цифра была ближе к 4".

    Если не считать "задника" с эмблемой "Единой России", на фоне которого партийцы вставали перед камерами, больше партийной рекламы в зале не было. Зато в изобилии - новогодняя елка, рождественские украшения по стенам и непрерывно булькающий фонтан у входа в курилку. Партийцы, заглядывавшие в исполком, были одеты с намеренной небрежностью. И в какой-то момент вдруг оказалось, что никого уже не интересуют новые победы и даже фамилии победивших при поддержке партии депутатов-одномандатников: твердое думское большинство в 226 голосов единороссы считали уже взятым. "Это вовсе не оглушительный успех, - скромничал Владимир Пехтин, - нормальный, рабочий". "Сейчас закон о выборах настолько жесткий и прозрачный, что сфальсифицировать данные почти невозможно", - даже не сердился на ехидные реплики Олег Морозов. После полуночи только Франц Кленцевич смог внести новую нотку в этот победный марш.

    По его словам, "серьезных партийных соперников" у единороссов в Чечне не было, а явка на избирательные участки лучше всего показывает, что "люди действительно хотят полноценно жить в своей стране". Правда, никто из сопредседателей (хотя и Борис Грызлов, и Сергей Шойгу, и Юрий Лужков голосовали в Москве) отмечать победу в штаб не приехал. Наверное, праздновали в более узком кругу.

    Зато единороссы не скупились на комментарии и охотно делились планами на будущее. Уже на 20 декабря назначен новый съезд партии по итогам думских выборов, но совершенно очевидно, что он будет собран скорее для заявления по поддержке или о выдвижении кандидатуры на президентских выборах 2004 года. Никто, конечно, не сомневается, что единороссы поддержат Владимира Путина. Кроме того, ориентировочно на 26 декабря может быть назначено первое заседание новой Думы. По словам Пехтина и Морозова, в новом созыве партийцы считают целесообразным сохранить Координационный совет, в который могут войти четыре фракции (в этом составе они работали и два последних года).

    Поделиться