05.12.2003 00:00
    Поделиться

    Памятник Державину

    Столица Татарстана искупила свою вину перед знаменитым земляком

    Судьба памятника, как, собственно, судьба его героя, весьма непростая. Впервые предложение увековечить память Державина прозвучало через несколько месяцев после его смерти – 24 сентября 1816 года на чрезвычайном публичном собрании казанского общества любителей отечественной словесности. Но первый проект был подготовлен только через 14 лет местным архитектором Львом Крюковым, да и тот забраковала Императорская академия художеств. Еще через год академия рассмотрела и одобрила новый вариант памятника. Император Николай I объявил по всей России сбор добровольных пожертвований на его сооружение. Однако любовь народа к поэту оказалась настолько велика, что денег было собрано намного больше требуемого, и проект решили улучшить.

    Академия художеств получила от императора поручение об открытии конкурса «для сооружения памятника Державину». Из трех представленных лучших вариантов Николаю I больше всего понравился совместный проект академика  Тона и скульптора Гальберга. Место, где должен был красоваться народный памятник, монарх тоже определял лично – полукруглая площадка  в университетском дворике перед анатомическим театром.

    Доставляли памятник Державина в Казань по частям. В 1843 году из Санкт-Петербурга были высланы каменные части, три года спустя – металлические. Собрать воедино все элементы монумента удалось только весной 1847 года, так что отлитая на лицевой стороне пьедестала надпись «Г. Р. Державину. 1846» оказалась просроченной, а на всеобщее обозрение памятник был выставлен уже в августе.

    Монумент спокойно простоял во дворе университета двадцать лет и три года, после чего по инициативе губернского земства и опять же на средства, собранные у населения «по добровольной подписке», его перенесли на Театральную площадь.

    Дальнейшая участь бронзового Державина печальна – Советская власть решила, что памятник придворному поэту помешает строительству нового оперного театра, и скульптура была разрушена до основания и отправлена на переплавку.

    Поразительно, но от памятника, кроме немногочисленных фотографий, не осталось ровным счетом ничего. На них и ориентировались наши современники, воссоздавая монумент. Как рассказал корреспонденту «РГ» скульптор Махмуд Гасимов,  до наших дней не дошли даже детали барельефа, не то что самой скульптуры:

    – В Национальном музее есть барельефные головы, на которые мы очень надеялись, начиная работу. Однако вскоре выяснилось, что к Державину они не имеют никакого отношения. Тем не менее, и сама фигура поэта, и оформление постамента воссозданы с максимальной точностью. А вот место, увы, другое – по сути, от театральной площади тоже ничего не осталось, на месте «державинского» сквера теперь стоит театр оперы и балета. Но Лядской сад подходит Державину даже больше.

    Как и прежде, поэт изображен сидящим на табурете в римской тоге, в легких сандалиях и с непокрытой головой. В правой руке Гавриил Романович держит стиль, левой поддерживает лиру. На правом барельефе Державин «декламирует» оду «Фелица», а три обнаженные грации внимают ему. Тыльную часть постамента украшают фигуры Дня и Ночи – некий образ Вселенной, воспетой литератором в одной из его од. Тему левого барельефа Махмуд Гасимов трактует примерно так: просвещение безо всякого оружия побеждает невежество, которое падает, роняя свою маску.

    «После долгих лет Гавриил Державин вернулся в родные края и занял свое достойное место, – говорил на открытии памятника президент Татарстана Минтимер Шаймиев. – Наконец-то, в год 260-летия нашего великого земляка, город увидел возрожденный памятник. Наши архитекторы сделали великое дело – сумели повторить то, что в свое время было под силу только великим Тону и Гальбергу».

    Но честь и хвалу стоит воздать не только Махмуду Гасимову и Розалие Нургалеевой. Решение об установке памятника городская администрация приняла еще в июне 2000 года, деньги на его изготовление планировалось выделить из республиканского бюджета, и увидеть возрожденного Державина горожане должны были уже в нынешнем сентябре. Однако смета изготовления памятника до сих пор не прошла техническую экспертизу, а первые деньги завод, на котором отливали Державина, получил лишь в ноябре. До этого предприятие работало «за идею». А чтобы Гавриил Романович все-таки занял свое почетное место в центре Казани, на отливку было решено пустить бронзу, оставшуюся от скульптуры императрицы Елизаветы, которая стала украшением Балтийска в Калининградской области. Казанские литейщики сработали настолько тонко, что после Елизаветы осталось лишних три тонны бронзы, из которой были отлиты державинские голова, торс и рука с лирой. Все остальное отливалось в течение последних двух недель, в большой спешке, что, к счастью, на самом памятнике нисколько не отразилось. Так что заводчанам есть чем гордиться. К этому же призвал всех собравшихся на открытие памятника великому поэту и государственному деятелю и Минтимер Шаймиев:

    – Пусть каждый из вас гордится тем, что Казань – родная земля Гавриила Романовича Державина!

    Поделиться