03.12.2003 02:00
    Поделиться

    Народный артист Табаков

    "Служенье муз не терпит суеты..." Но никуда не деться и от общих для всех забот. Вот и с Артистом, раз повезло с ним встретиться, хотелось бы поговорить, расспросить о "звездном", а суровая проза жизни заставляет задавать вопросы про "тернии".

     

    Его знают все, и у каждого он только свой - за полвека работы в театре и кино создано столько образов, неповторимых и непохожих, что ими можно заселить целую эпоху и целый мир. Причем не только мужской его частью, но и прекрасной половиной. И даже братьями меньшими рода человеческого.

    Думаю, все уже догадались: мой собеседник - народный артист Олег ТАБАКОВ.

    - Олег Павлович, у вас столько всяких общественных нагрузок, не говоря уже о руководящих, - на руках два театра, вы состоите в жюри премии "Триумф" и Станиславского, в Комитете по государственным премиям и наградам...

    - ... и в Совете по культуре при Президенте, и... (смеется)

    - Наверняка это здорово вам мешает и злит, что мешает?

    - Лично от меня, от того, как я работаю, зависит почти тысяча людей - их жизнь, их работа, их благополучие. Я имею в виду коллективы двух театров - "Табакерки" и МХАТа. И я очень хочу, и я стараюсь, чтобы всем им было хорошо.

    Может, кто-то и посмеется надо мной или вовсе посчитает наивным дурачком, но несколько раз в году я делаю всем подарки. Помните, "продуктовые наборы" по праздникам? Палка копченой колбасы, по банке растворимого кофе и икры, коробка "Ассорти"... Ведь для многих, к сожалению, это остается очень редким "праздничным набором" и по сей день. И когда мне потом передают "спасибо" от рабочих сцены, билетеров, гардеробщиц, я счастлив.

    Это может мешать, отвлекать?!

    - Начался новый театральный сезон. Чем отличается для вас нынешний, если не ошибаюсь, 47-й сезон, от прошлых?

    - Разные были в Художественном театре сезоны за те несколько лет, что мне пришлось руководить этим учреждением. Есть надежда, что нынешний сезон и следующий год будет, наконец, годом урожайным. Cеяли, бороновали, мотыжили, прореживали, ну а теперь должны что-то наконец собрать. Вот цепочка названий: "Последняя жертва" Островского, "Дни Турбиных" Булгакова, "Мещане" Горького, "Буря" Шекспира, "Тартюф" Мольера, чеховский "Вишневый сад". Это не просто великие названия. Это еще и великие легенды в истории МХАТ. Надо быть на уровне тех легенд.

    - В каком состоянии театры встречают в новом сезоне зрителей? Что с вашим "подвалом", зданием МХАТа, весьма уже ветхого и нуждающегося в реконструкции? Ведь не секрет, что многие годы вашим театрам помогал "ЮКОС", который при нынешних скорбных для него обстоятельствах едва ли сам себе поможет. На государство, когда речь заходит о культуре, тоже надежды нет. Как теперь вы жить будете, точнее, на что?

    - Нет, не теряю надежд на государство. Без этого МХАТ не вытянуть - слишком огромное хозяйство, слишком важное положение театр занимает среди наших национальных ценностей. И уж если причислили театр к этим самым национальным ценностям, то надо помогать нам выживать. И помогают. Честно скажу. Может быть, потому помогают, что мы пока наше государство не разочаровали. И потом - не государством единым живы.

    Есть помощь, и весьма существенная, от отдельных представителей нашего бизнеса,которым не чужды интересы русской культуры. Вот собираемся этим летом возвести надстройку во дворе театра над так называемым ЦТП. Появятся два новых зала у Школы-студии МХАТ - ребятам сейчас просто негде танцевать, фехтовать, двигаться. Появятся два новых репетиционных помещения у Художественного театра.

    Что касается "Табакерки", то тут я тоже исполнен надеждами. Я ведь 1935 года рождения, так что легко вычислить, сколько мне стукнет в августе 2005 года. Так вот надеюсь, что к этому времени возникнет новое здание театра на углу улицы Гиляровского и Садового кольца. Тут помогает руководство города, префект Центрального округа Геннадий Дегтев. К этому времени завершится строительство производственных мастерских театра и даже обещают построить недалеко от "Табакерки" школу для одаренных детей России.

    - Олег Павлович, о пересмотре итогов приватизации, переделе собственности сейчас говорят почти все, включая даже некоторых ленивых и нелюбопытных. А вы что думаете об этом?

    - Я уверен, что этого не должно быть ни в коем случае! Передел собственности - занятие не только глупое, но и опасное. Начало любого передела - это возможность начала новой Гражданской войны, такой же слепой и яростной, какая уже была в нашей истории. Но только еще более опасной по своим последствиям - из-за современного арсенала.

    - А как вы относитесь к тому, что руководство Москвы затеяло "малый передел собственности" в одной отдельно взятой части города? Решив "освободить" почти 1200 домов в самом центре столицы от коренных москвичей?

    - Да, я слышал об этом, и меня это крепко озадачило поначалу. Я никогда не забуду свою родину - Саратов, там остались все дорогие мне и моим детям могилы, но и Москва давно уже стала мне такой же родной и близкой. И все, что происходит с ней, не может оставить меня равнодушным. Тем более еще, что это касается лично моих друзей, моих зрителей, которые с самых первых ролей приняли меня и хранят мою судьбу.

    Мы же в "Современнике" начинали на площади Маяковского, а теперь я, считай, спустился вниз по Тверской до Камергерского. И могу твердо сказать, что за годы моей жизни в Москве бывшая улица Горького стала лучше. Как и вообще весь центр Москвы медленно, но верно становится похож на европейский город, где хорошо и комфортно жить. Поэтому я внимательно следил за тем, что происходит. И стало понятно, что именно москвичей и именно сейчас всколыхнули вовсе не случайно. Это осознанная и заранее готовившаяся акция, цель которой вот уж, действительно, до зевоты банальна - в канун выборов бросить тень на кандидата, который имеет все шансы на победу. И более ничего. И очень жалко людей, которыми у нас так здорово научились манипулировать, не вспоминая об их чувствах и не считаясь с ними. А люди, которые уже полтора десятка лет как минимум живут в ситуации постоянных стрессов, в ожидании очередных горестей и несчастий, слишком легкая добыча для таких вот... Как вы их называете?

    - Черные пиарщики?

    - Вот для таких черных пиарщиков. И поэтому за людей еще больнее и обидней.

    Когда говорят, старая Москва - в том числе это означает и старые дома. Нужно знать, сколько их, в каком каждый из них состоянии, в чем нуждается, надо или нет отселять людей на время ремонта... Ну иначе как можно? И вот в чьей-то же голове зародилась мысль даже самое благое начинание обрядить в такой костюм. В общем, кто-то здорово углубился в человеческую природу.

    А я до сих пор считал, что только в русской театральной школе главным является изучение человека. Оказывается, подобную особенность имеет и национальный пиар...

    Поделиться