28.11.2003 00:00
    Поделиться

    Калиниград. Бунт Мельпомены


    История с Домом актера схожа с русской народной сказкой про лубяную избушку, в которую заяц пустил пожить лису, а она возьми его и выгони.

    Симпатичный особняк довоенной постройки на углу проспектов Кутузова и Мира стал Домом актера в 1987 году. До этого здание также было очагом культуры - там располагалась городская библиотека имени А.П. Чехова. Когда для "Чеховки" выстроили новое здание, освободившийся особняк, являющийся к тому же архитектурным памятником, передали калининградскому отделению Союза театральных деятелей, к слову сказать, старейшей в области общественной организации.

    Напомним, что все это происходило на заре перестройки, когда свалившаяся на творческие Союзы свобода кружила головы. Дух приватизации тогда еще только витал в воздухе, предпринимательство делало первые робкие шаги, а подавляющая часть творческой интеллигенции была столь же юридически безграмотна, сколь наивна в бизнесе. Получив здание под Дом актера, руководство СТД, естественно, вынашивало больше творческих планов, нежели коммерческих. Город фактически получил еще одну театральную лабораторию, где ставились камерные спектакли и организовывались различные выставки и встречи.

    Впрочем, особого дохода культурная деятельность не приносила, а выживать в новых рыночных условиях как-то надо было. И руководство Калининградского отделения СТД поступило так же, как многие и многие руководители учреждений культуры по всей стране: сдало в аренду часть помещений. Предварительно тогдашним председателем местного отделения СТД был заключен договор с областным научно-производственным центром по учету, охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры, где отдельной строкой оговорили возможность сдачи помещений в субаренду. Быстро нашелся и обаятельный, явно любящий искусство предприниматель Сергей Плотников, который обязался в подвальном помещении Дома актера открыть что-то типа литературного кафе.
    Поначалу все были довольны. Предприниматель, арендовавший по смехотворным для Калининграда ценам 130-метровое подвальное помещение, открыл симпатичное кафе, которым актеры очень гордились и поначалу даже захаживали сюда с друзьями выпить чайку. На "отужинать" здесь мало у кого смелости хватало - слишком дорого. Посетители, привлеченные культурной аурой особняка, тоже выделяли кафе в особую категорию. Поэтому высокие цены воспринимали как должное. А Дому актера арендной платы с кафе хватало на оплату коммунальных услуг, уплату налогов и содержание обслуживающего персонала: электрика, дворника, уборщицы и вахтеров.

    Так и жили бок о бок артисты и ресторатор целых пять лет. Только время на месте не стоит, и рыночные отношения диктуют с каждым днем все более жесткие условия взаимоотношений. Стали расти коммунальные платежи, и в прошлом году руководство местного отделения СТД завело разговоры о повышении арендной платы со своим субарендатором. Тот идет в мэрию, в комитет муниципального имущества. Жалобу ресторатора на актеров-вымогателей председатель комитета, вице-мэр Алексей Конюшенко принял так близко к сердцу, что напрямую заключил с ним договор об аренде на целых пятнадцать лет. По государственным расценкам - семь тысяч рублей в месяц за 130 "квадратов" в хорошем районе. Это на две тысячи в месяц меньше, чем Плотников платил СТД, но деньги теперь идут не на содержание Дома актера, а в городской бюджет.

    Два года актеры судились с комитетом по имуществу мэрии Калининграда и, что совсем не удивляет, суды проиграли.

    То, что в комитете по имуществу работают грамотные юристы, а актеры - немного не от мира сего и, увы, в быту юридически безграмотны, да еще и доверчивы как дети, очевидно даже тем, кто в театр не ходит и по телевизору смотрит только новости. Вместо того чтобы искать хороших юристов и выносить ситуацию на суд общественности, актеры во второй раз наступают на те же грабли. Лишившись арендной платы за подвалы, руководство местного отделения СТД сдало одной турфирме в субаренду двадцатиметровую гримерку сроком на год, дабы решить вопрос с оплатой коммунальных платежей. Почему-то этот шаг очень обидел ресторатора. И хозяин кафе опять идет к Алексею Конюшенко жаловаться на противных актеров. И Алексей Николаевич, с пониманием относящийся к предпринимателям, направляет в Дом актера специальную комиссию, а потом, основываясь на ее заключении, передает бывшую гримерку все тому же ресторатору, отхватив еще кусочек собственности у актерской братии. "Наверное, все это законно, но ужасно аморально", - только и нашелся, что сказать, председатель Калининградского отделения Союза театральных деятелей заслуженный артист России Альберт Арнтгольц.

    На собрании в Доме актера Алексей Конюшенко "держал удар" сколько мог, но потом все же обещал пересмотреть вопрос с арендой гримерки.

    Председатель горсовета Евгений Ган был сдержан, но все же обещал  помощь, по крайней мере, юридическую. На него сейчас актеры надеются больше всего. Требования мэрии члены местного СТД выдвинули следующие: передать Дом актера в безвозмездное пользование общественной организации, предложив ресторатору освободить помещения. Иначе городу грозит актерский бунт.

    Кстати, аналогичный скандал с Домом кино совсем недавно произошел в Нижнем Новгороде. И только вмешательство мэра и губернатора спасло очаг культуры от передачи в собственность коммерческих структур. Хотя с юридической точки зрения ситуация складывалась отнюдь не в пользу киношников.

    Стоит ли вдаваться в юридические тонкости, когда и так понятно, что актеров просто обвели вокруг пальца. Ситуация с Домом актера развивается по сценарию, не однажды обкатанному на многочисленных наших кинотеатрах и дворцах культуры, ставших впоследствии магазинами и ресторанами, чем угодно, только не учреждениями культуры. Сейчас помещения под кафе арендуются и в областном драматическом театре, и в художественной галерее, и при концертном зале областной филармонии, и у Музея янтаря (кстати, здесь совсем недавно тоже разразился шумный скандал), часть помещений сдает в аренду и Дом художника. Поэтому решение вопроса с Домом актера не в пользу культуры может иметь далеко идущие последствия для Калининграда, в котором все больше кабаков и все меньше очагов культуры.