14.11.2003 03:00
    Поделиться

    Доходы фальсификаторов превосходят доходы наркобизнеса

    Подделка товаров массового спроса сегодня самый выгодный бизнес. Россия в этом деле преуспела более, чем любая развитая страна. И это несмотря на то, что вот уже 10 лет у нас ведется борьба с фальсифицированными товарами. Результат практически нулевой. Разве что увеличился ассортимент подделок: сегодня подделывают не только продукты питания, как раньше, а буквально все, что пользуется спросом. Силовики предлагают уже не цацкаться, а сажать, чтоб неповадно было. Да и защитники прав потребителей и интеллектуальной собственности обеими руками за уголовное наказание.

     

    Эта идея многократно звучала на открывшейся вчера в Москве международной конференции "Контрафактная продукция - проблемы и пути их решения". Организовали конференцию Торгово-промышленная палата, МВД и Минэкономразвития России. Масштабы фальсифицированных и контрафактных товаров (которые производятся с незаконным использованием чужой интеллектуальной собственности) шокируют. Например, по результатам проверок в первом полугодии 2003 года таковыми оказались 70 процентов аудио- и видеопродукции, 40 процентов алкоголя, 36 процентов продуктов питания (в основном масло, чай, консервы, кондитерские изделия), 22 процента одежды и обуви, 20 процентов сигарет, 18 процентов безалкогольных напитков. Федеральный бюджет России теряет от этого около 3 миллиардов долларов США ежегодно.

    Пора положить этому конец, решительно заявили участники конференции и собираются предложить Правительству рекомендации, как это сделать. Лейтмотив - ужесточение карательных мер. Определеннее всех высказался заместитель Генерального прокурора России Владимир Колесников. По его мнению, штрафы, "вилка" которых очень широка, ничего не решают, а лишь стимулируют взяточничество и коррупцию. Поэтому он предлагает: "Попался на фальсификате первый раз, любой по всей цепочке - год лишения свободы, второй раз - пять лет с конфискацией имущества". Вот тогда, считает Колесников, можно ожидать серьезных результатов.

    И все же есть большие сомнения в том, что такие строгости кого-то сильно напугают и очередной крестовый поход против черно-серого рынка закончится безоговорочной победой. Коренная причина существования такого рынка экономическая. Наличие относительно дешевой фальсифицированной продукции выгодно не только ее производителям, но и в первую очередь покупателям. Потому что как минимум половина нашего населения, которая, как известно, живет за чертой бедности, пойдет не в бутик, не в фирменный салон, а на рынок и купит не то, что хочется, а то, что доступно. И никакие призывы к сознательности не заставят бедного человека покупать недешевые вещи.

    Доля фальсифицированной продукции в различных отраслях рынка за 2002 год

     

    Сектор производства

    В среднем в мире, %

    Россия, %

    Парфюмерная и бытовая химия

    5

    60

    Автозапчасти

    10

    30

    Одежда (трикотаж, рубашки, джинсы)

    -

    30

    Медикаменты

    6

    15

    Видеопродукция

    50

    80

    Музыкальные записи

    33

    70

     

    Поделиться