Что это за предприятие? Куда идет его продукция? Ответы на эти и другие вопросы - в нашем интервью с директором завода Иваном Головко.
- Иван Иванович, как вы стали директором завода?
- Родился в Харьковской области. В 1966 году поступил в Харьковский политехнический институт, который успешно окончил. Стал инженером. По распределению направили в столицу, в пусконаладочное управление целлюлозно-бумажной промышленности. Пришлось, конечно, поколесить по Союзу. Заочно окончил аспирантуру, но защищать диссертацию не стал - времени не хватало.
Тогда я уже был семейным человеком - жена, двое детей: пришлось разъезды по стране прекратить. Вернулся домой. Стал искать работу. Как-то увидел объявление в газете: в Ельце строится завод и ему требуются специалисты. В 1983 году приехал сюда. Начинал с должности начальника котельной. Тогда пришлось и в энергетике фабрики разбираться, и заниматься подгонкой, модернизацией оборудования, систем контроля. То, что нам предложили французы, на тот момент уже устарело.
Однако прервем на время наш разговор с Иваном Головко, чтобы пояснить, при чем здесь французы. Еще в 70-е годы прошлого века некоторые умные головы в руководстве табачной отрасли начали всерьез задумываться над проблемой утилизации отходов. Дело в том, что в процессе обработки табачного листа на фабриках оставалось много того, что не шло в производство. Отходы свозили на свалки, иногда сжигали, нанося ущерб экологии. В то же время было известно, что "за бугром" из этих отходов делают восстановленный табак и с выгодой продают табачным фабрикам.
Была создана специальная группа для изучения этой проблемы и подготовки предложения по строительству завода на территории СССР. Рылись в литературе, послали специалистов за границу. Всю информацию проанализировали и остановили свой выбор на методе Швейцера, основанном на технологических процессах бумагоделательного производства. За образец взяли завод в городе Ле Мане. Генеральные поставки технологического оборудования должна была осуществить французская инжиниринговая фирма "Крезо Луар" (вот откуда в разговоре с директором появились французы).
Стали искать место для строительства фабрики. Необходимо было учесть множество факторов: расположение источников сырья, наличие мощных транспортных коммуникаций, удобных земельных участков и пр. В результате специалисты остановились на Ельце.
Из тех участков, которые предложили для строительства городские власти, выбор пал на площадку на окраине Ельца. Раньше здесь был песчаный карьер и вся площадка напоминала марсианский кратер. К тому же значительная ее часть оказалась заболоченной. И тем не менее пришлось смириться с этими "неудобствами", поскольку другие площадки были еще хуже. Строительство началось в 1978 году.
А теперь, после небольшой ремарки, снова вернемся к беседе с Иваном Головко.
- Строительство нашего завода, - продолжил свой рассказ его нынешний директор, - пожалуй, впервые в советской практике велось параллельно с возведением благоустроенного жилья для работников. Заводской поселок быстро рос вместе с заводом. Вскоре я смог перевезти свою семью в новую квартиру. В 1984 году завод заработал. Так началось производство восстановленного табака.
- И все пошло как по маслу?
- Если бы... В 1988 году по всей стране вводились самофинансирование и хозрасчет. Дело было хорошее, но для нашего завода наступили тяжелые времена. Табачные фабрики Советского Союза отказались от наших поставок.
В том же году я стал директором. Приехал из командировки, а тут собрание трудового коллектива, которое выдвигает мою кандидатуру. Голосуют за меня - и вот я в новой должности.
Были кое-какие связи с Болгарией. Съездил туда. Заключили контракт на поставку восстановленного табака с "Булгартабаком". В 1989 году начались первые поставки. И мы работали до тех пор, пока не рухнул переводной рубль.
Всем тогда стало понятно, что без инвестиций и без поддержки не выжить: коллектив разбежится, производство остановится. Денег не было, и рабочим в счет зарплаты выдавали сигареты, которые мы получали из Болгарии. Люди были довольны. Они их перепродавали и покупали еду, одежду и пр. Все мы как-то крутились. Наладили у себя выпуск бумаги для хозяйственных нужд, благо оборудование позволяло. Потом стали полукустарным способом варить мыло и реализовывать его.
На завод зачастили представители санэпидемстанции - у нас ведь не было ни лицензии, ни сертификата. Так бы и прикрыли эту "мыльную оперу", если бы не областное начальство, которое узнало о нашей инициативе. В то время тотального дефицита отцы области подумали и решили расширить наше мыльное производство. Связали нас с Новолипецким металлургическим комбинатом. Быстро подготовили проект. Этот комбинат отгружает кому-то металл, ему за это поставляют сырье для мыла, которое направляется нам. А мы уже делаем мыло, часть которого идет прямиком на комбинат.
Не простаивало и основное производство. Мы отсылали восстановленный табак в Болгарию, оттуда нам шли сигареты. Ими мы и наших рабочих обеспечивали, и коллектив Новолипецкого комбината - 50 тысяч человек!
- И сколько продолжалась эта "мыльная" история?
- Вплоть до 1993 года. К этому времени Новолипецкому комбинату наши "мыльные" операции стали невыгодны.
А за год до этого на заводе началась приватизация, и он стал акционерным обществом. Потом начали искать инвесторов, готовых вложить средства в серьезный перезапуск производства. Было несколько предложений: "Булгартабак", "Филип Моррис"... Но самыми привлекательными нам показались перспективы работы с RJR Nabisco. В результате чекового аукциона и инвестиционного конкурса в 1994 году акционером нашего завода стала компания RJR Nabisco. Малую часть инвестиций потратили на погашение кредитов (долгов у нас почти не было), а основные деньги пошли на обновление технологического процесса. Кроме того, руководство RJR решило наладить у нас производство сигарет. И какое-то время завод выпускал сигареты "Норд Стар". Впрочем, это продолжалось недолго, и вскоре мы сосредоточились на основном производстве - восстановлении табака.
- А как происходит сам процесс восстановления табака?
- Наш завод преобразует все виды табачных отходов в однородный и полностью пригодный к использованию новый табачный лист. Наша технология позволяет делать восстановленный табак разным. Мы можем выполнить любую заявку фабрики, касающуюся содержания в нем смолы, никотина, углеводов. При приемке сырья служба табачного мастера с учетом данных лабораторных исследований регулирует рецептурный состав готовой продукции. Тем самым обеспечивается стабильность качества. Кстати, наша прекрасно оборудованная лаборатория контролирует не только качество табачных отходов, но и самого восстановленного табака на всех этапах его изготовления.
Сама технология производства восстановленного табака основана на естественной способности табачных волокон, содержащих целлюлозу, безо всяких добавок склеиваться друг с другом.
В процессе производства табачные отходы разделяют на волокнистую массу и растворимые в воде вещества. Нерастворимая фракция, которая содержит табачные волокна, преобразуется на сетке бумагоделательной машины в табачное полотно. Ту же фракцию, которая растворилась (у нас ее называют табачный ликер), концентрируют и пропитывают ею табачное полотно. Оно высушивается и режется на фрагменты. Восстановленный табак поступает на фабрики-заказчики, где его смешивают с натуральным. Пропорции зависят от рецептуры конкретной "мешки". В некоторых из них доля восстановленного табака достигает 25 процентов.
Наше производство возвращает в технологический оборот потери дорогого табачного сырья и повышает тем самым доходность бизнеса. Кроме того, при использовании восстановленного табака в "мешках" курительных изделий достигается большая экономия табачного сырья.
Если натуральный табак по своим качественным показателям различается в зависимости от климатических условий и агрономической практики в зоне выращивания, то восстановленный может выпускаться с постоянным химическим составом и технологическими свойствами. Изменяя физическую структуру или ингредиенты, можно регулировать состав и вкусовые качества дыма восстановленного табака. Использование последнего - это самый эффективный способ, который помогает убрать вредные примеси и понизить содержание смолы и никотина.
Я уверен, что производство восстановленного табака - одно из самых перспективных направлений в нашей отрасли. В 1999 году в развитии завода начался новый этап.
- Чем он был обусловлен?
- В том же году произошел переход части бизнеса компании RJ Reynolds (за пределами США) под контроль JT International. С этого момента наш завод получил новое имя - ОАО "Дж.Т.И. Елец".
Мы только тогда почувствовали, что являемся частью глобального производства и наряду с другими предприятиями участвуем во всех процессах компании JTI. Появилась уверенность, что у тебя за спиной надежный щит. С другой стороны, ты чувствуешь, что есть конкретная нужда в твоем продукте, заводе, и это подстегивает.
Наши сотрудники, весь персонал фабрики, а это около 500 человек, с большим пониманием восприняли новые корпоративные ценности: качество - новаторство - синергия - ответственность. Именно это плюс компетентность и энтузиазм сотрудников позволили выйти заводу на новый уровень производства.
С момента вхождения нашего предприятия в состав JT International у нас развернулась масштабная работа по модернизации оборудования и технологических процессов. Если проектная мощность завода составляла 10 тысяч тонн табака в год, т.е. примерно 33 тонны в сутки, то сейчас совершенно спокойно мы можем ежесуточно выпускать почти в два раза больше продукции.
Задачи нам определяются с каждым годом все более масштабные. Так, на следующий год мы должны выпустить 18,5 тысячи тонн табака, а к 2005 году - уже двадцать одну.
- За счет чего вы будете увеличивать мощности?
- За счет модернизации. Тяжело, конечно, не останавливая производство, внедрять что-то новое. Приходится на ходу придумывать оригинальные схемы.
А главное, нужно коллектив нацеливать на постоянный поиск. Идеи, идеи и еще раз идеи. Когда люди видят, что они не какие-то там винтики в сложном механизме, а творцы, от которых реально что-то зависит, они с охотой втягиваются в производственный процесс. Работать у нас непросто, но интересно. На заводе все должности замещаются по конкурсу. Вот недавно принимали на работу слесаря. Заявки на это место подали 15 человек. И это происходит не потому, что в Ельце массовая безработица. Рабочие места в городе есть. Но у нас уже определенный авторитет. Вот и тянутся к нам люди.
- Иван Иванович, мы с вами все больше о заводе, производстве говорим... А, быть может, несколько слов скажите о своей семье, о том, как проводите свободное время?
- С семьей у меня, слава богу, все хорошо. Старшая дочь окончила институт, аспирантуру, защитилась и получила кандидатскую степень. Сын после института учится в аспирантуре. А с заводом за долгие годы мы, считай, тоже словно породнились - сколько сил, трудов и идей вложено в него...
Свободное время? Когда оно выдается, пишу книгу по восстановленному табаку. Если получится, будет что-то вроде учебника или пособия. Представляете, у нас в стране единственный институт в Краснодаре, где готовят специалистов-табачников, и у них вообще нет никакой учебной литературы по восстановленному табаку. Может, и моя книга им пригодится.