29.10.2003 15:23
    Поделиться

    Новошахтинск. Шахтеры молились Богу и шли под землю

    Коэффициент смерти растет

    Добыча угля всегда обходилась дорого. На каждый добытый на-гора миллион тонн черного золота приходился один погибший шахтер. Такая печальная статистика сложилась с советских времен. Но сейчас цена угля возросла.

    В этом году на угольных выработках Восточного Донбасса погибло 9 шахтеров объединения "Ростовуголь". Всего за неделю до аварии в Новошахтинске свою смерть нашел рабочий на строящейся шахте "Шерловская-Наклонная". При проведении специальных работ он упал с высоты и разбился.

    В прошлом году были опубликованы "Результаты научных исследований по предотвращению и ликвидации отрицательных экологических последствий на горных отводах и прилегающих территориях закрываемых нерентабельных шахт и разрезов". Здесь содержатся сведения о том, что ряд шахт Ростовской области полностью или частично затоплен, продолжается оседание поверхности, а на некоторых даже отмечались "тектонические явления в виде подземных толчков". Кроме того, в регионе были зафиксированы случаи гибели людей из-за гипоксии в колодцах и подвалах, заполненных так называемым "мертвым" шахтным воздухом.

    Были отмечены факты, когда ситуация полностью выходила из-под контроля. Например, при затоплении шахты "Комиссаровская" подземные воды с высокой степенью загрязненности стали поступать в реку Лихая. В результате погибли речная флора и фауна, вода стала непригодной для купания и полива огородов. Причем нельзя было пить не только из Лихой, но и из колодцев.

    Дальше — больше. В прошлом году произошла трагедия на ликвидируемой шахте "Глубокая". На глубине 610 метров, под сводом бывшей насосной камеры, оказались запертыми тысячи кубометров воздуха. При затоплении шахты воздух сжался до 32 атмосфер. Из-за этого в ранее засыпанном шахтном стволе произошло обрушение породы и вода вырвалась почти на 400 метров вверх, на уровень, где находились люди. В результате три человека погибли.

    — В Восточном Донбассе шахтеры гибли чаще, чем в других регионах, — рассказывает главный технический инспектор труда Ростовского теркома Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Анатолий Горин. — Если в целом по стране миллион тонн угля оплачивался жизнью одного горняка, то у нас гибли в 2,5 раз чаще.

    А в нынешние времена этот коэффициент гораздо выше. Ведь добыча угля сократилась.

    В настоящее время шахты, входящие в компанию "Ростовуголь", добывают не более 2700 тонн в сутки. Раньше компания выдавала на поверхность 24 тысячи тонн в сутки, а в лучшие годы — 26 тысяч тонн.

    — При таких темпах добычи коэффициент смерти достигнет четырех, — убеждены в теркоме профсоюза угольщиков.

    Подземное озеро ждало своего часа

    Авария, случившаяся 23 октября, стала уже второй на шахте "Западная-Капитальная" в этом году. В феврале там уже произошел прорыв грунтовых вод. К счастью, в тот раз людей в забоях не было. Основной причиной аварии государственная комиссия признала неудовлетворительное состояние соседних законсервированных шахт, на которых долгое время не проводились работы по отводу грунтовых вод.

    Тогда специалисты Санкт-Петербургского ВНИИМа провели исследования и выдали заключение: в такой ситуации работать под землей нельзя. Тревогу у специалистов вызывало образовавшееся прямо над шахтой подземное озеро, в котором скопилось более 30 млн. кубометров воды. В отчете были даны конкретные рекомендации по модернизации всего производства и едва ли не предсказание-прогноз, когда может произойти следующая катастрофа. Кстати, в работе штаба по проведению спасательной операции сегодня привлекли одного из авторов отчета — главного научного специалиста по гидрогеологии ВНИИМа Санкт-Петербурга Юлия Норватова.

    На ликвидацию последствий той аварии из федерального бюджета должно было поступить 130 миллионов рублей. В "Ростовугле", в состав которого входит "Западная-Капитальная", говорят, что этих денег они так и не получили. Откачивать воду из шахты и восстанавливать шахтное оборудование пришлось на средства самих угольщиков.

    — В течение двух лет на шахту не потратилось ни единой копейки, — утверждает специалист объединения Марина Сердюк.

    Рано или поздно размыв томпонажных креплений все равно произошел бы, давление превысило бы возможно допустимое, и начался потоп. Шахту срочно нужно было закрывать. Но тут вставала новая проблема: все шахты города связаны между собой гидравлически, и закрытие одной из них автоматически влекло за собой прекращение эксплуатации других.

    Итак, об аварийном состоянии шахты знали все: не только руководство, но и простые шахтеры. Однако эксплуатация ее продолжалась.

    — А что нам было делать? — задает вопрос шахтер Александр Ростворов. — Деньги-то семью кормить нужны, где еще их здесь можно заработать? Все знали, что после аварии может произойти еще одна. Знали мы и о том, что оборудование "убитое". Поэтому шли, как смертники. Помолился — и вперед. Начальству жаловались, а у тех один ответ: не нравится — рассчитывайся.

    Кто ответит за ЧП

    И все же — кто ответит за это ЧП? Новый директор шахты Василий Авдеев? Но он еще и одного дня толком не успел проработать, тем паче вникнуть во все проблемы доставшегося ему производства. Мало того, он сам — пострадавший и пока еще находится под землей. Прежний директор — Владимир Стоянов? Он вовремя ушел со своего поста и, как поговаривают, именно из-за того, что знал: дело пахнет керосином. Руководство управления "Ростовуголь"?

    Известно, что правоохранительные органы сегодня подозревают бывших руководителей "Ростовугля" в хищении имущества в особо крупных размерах. Иными словами — в развале градообразующего угольного предприятия.

    По информации, которой мы располагаем, в магазине №1, принадлежащем "Ростовуглю", сейчас ведется документальная проверка. Проводит ее управление по борьбе с организованной преступностью. На складе-магазине выявлена недостача угля на сумму более двух миллионов рублей. Если учесть, что средняя отпускная цена угля марки АМ (самого ходового) равняется полутора тысячам рублей за тонну, то можно представить, сколько же тысяч тонн угля ушло в неизвестном направлении.

    Коммерческий директор "Ростовугля" подозревается в растрате товарно-материальных ценностей, приобретенных в 2002 году ликвидационной комиссией на средства федерального бюджета. Ущерб оценивается в 4500 рублей — птичка по зернышку клюет.

    Технический директор уличен в растрате и присвоении товарно-материальных ценностей почти на 350 тысяч рублей. Директор по производству — в растрате порядка 175 тысяч рублей. Заместитель технического директора перещеголял своего прямого начальника — ему вменяется растрата 907 с лишним тысяч рублей. Вновь всплыло дело давно почившей городской телестудии "Мир", некогда принадлежавшей "Ростовуглю". Бывший генеральный директор телестудии обвиняется в присвоении и растрате 300 тысяч рублей.

    Председатель ликвидационной комиссии бывшей шахты "Глубокая" уличен в присвоении 50 тысяч рублей.

    По факту аварии на шахте "Западная-Капитальная" прокуратура Ростовской области завела уголовное дело по статье 216, ч.2 УК РФ — "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекших по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия". Будем надеяться, что это дело удастся довести до конца.

    Но требует решения и другая проблема: специалисты утверждают, что если потерять контроль над шахтными водами, то будут затоплены около 17 тысяч домов в городе Шахты и практически весь Новошахтинск.

    Поделиться